Дети не рождаются со знанием того, что у них есть права, обязанности и ответственность. Их надо этому обучить. Каждому ребенку, каждому молодому человеку необходимо получить эти знания, чтобы уметь предотвращать возможные нарушения прав человека, бороться с дискриминацией, укреплять социальную сплоченность, уметь понимать других людей. Необходимо вырабатывать со школьной скамьи навыки и умения участия в жизни общества.
Россия. Калининград. 22 ноября 2015 года. . В Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.
О правовом просвещении, об оказании бесплатной юридической помощи
Из года в год содержание обращений граждан к Уполномоченному по правам человека и в другие правозащитные структуры свидетельствует о правовой безграмотности и правовом нигилизме обратившихся.
«Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми или религиозными группами…” Статья 26 Всеобщей декларация прав человека
В соответствии с Уставным Законом Калининградской области «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области» одной из задач Уполномоченного является содействие совершенствованию гражданско-правового образования, правового просвещения в регионе по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Необходимость образования в области прав человека закреплена в международных правовых актах и в нормах российского законодательства. Положения, касающиеся образования в области прав человека, включены во многие международные договоры и документы, ратифицированные Российской Федерацией, в том числе Всеобщую декларацию прав человека, 1948 год (статья 26); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13.1), Конвенцию о правах ребенка, 1989 год (статья 29).
В международных документах образование в области прав человека рассматривается в качестве одного из видов деятельности по поощрению прав человека. 11 мая 2010 года на 120-ом заседании Комитета Министров Совета Европы была утверждена Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека51, согласно которой «Образование в области прав человека» означает воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены, благодаря передаче учащимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения, на расширение их возможностей содействовать созданию и защите всеобщей культуры прав человека в обществе с целью продвижения и защиты прав человека и основных свобод.
Задача государств – членов Совета Европы, включая Российскую Федерацию, состоит в том чтобы обеспечить каждому лицу, находящемуся на их территории, возможность воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 2011 года утверждена Декларация ООН об образовании в области прав человека 66/137, в которой закреплено, что «Каждый человек имеет право знать, запрашивать и получать информацию обо всех правах человека и основных свободах и должен иметь доступ к образованию и подготовке в области прав человека»
Необходимость образования в области прав человека закреплена и в нормах российского законодательства.
28 апреля 2011 года Президентом РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее — Основы). Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции уважения к закону, правопорядку и суду, на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства. Среди направлений государственной политики — развитие правового образования, поддержка институтов гражданского общества53.
С принятием Основ официально признано, что государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан.
Проблемы правового просвещения, гражданского образования и обучения правам человека обсуждались в Государственной Думе РФ 25 апреля 2014 года в рамках расширенного заседания Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию на тему «Реализация основных направлений государственной политики РФ в области правового просвещения».
Отмечалась, что, к сожалению, проект Федеральной государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005—2008 годы», разработанный в 2003—2005 гг. совместно с Экспертным советом по гражданскому образованию Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, Советом при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека при участии Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, так и остался нереализованным.
Между тем актуальность такой программы не уменьшилась. К разработке такой программы целесообразно привлечь Уполномоченных по правам человека и правозащитные некоммерческие организации, а также предусмотреть их участие в реализации государственных программ, направленных на повышение правосознания населения.
Важную роль в обеспечении правового просвещения, гражданского образования и обучения правам человека в Российской Федерации должна играть система образования.
Дети не рождаются со знанием того, что у них есть права, обязанности и ответственность. Их надо этому обучить. Каждому ребенку, каждому молодому человеку необходимо получить эти знания, чтобы уметь предотвращать возможные нарушения прав человека, бороться с дискриминацией, укреплять социальную сплоченность, уметь понимать других людей. Необходимо вырабатывать со школьной скамьи навыки и умения участия в жизни общества.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона РФ «Об образовании» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования54.
Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761 принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»55, в которой ставится задача разработки и внедрения усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
К сожалению, в Калининградской области не приняты ни Концепция, ни Программа реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан; педагогическая общественность часто даже не знает о существовании Основ, Декларации ООН об образовании в области прав человека, Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека. Соответственно, на практике не реализуются рекомендации в области обучения правам человека, демократической гражданственности.
Просветительские мероприятия в данной области образования и воспитания проводятся бессистемно, мониторинг гражданско-правового образования не проводится.
Конкурсы, олимпиады, викторины, направленные на оценку знаний в области прав человека, прав ребенка Министерством образования Калининградской области почти не инициируются.
Информационные, справочные, методические материалы по инициативе, при участии либо поддержке Министерства образования области в целях распространения знаний о правах человека, формирования гражданственности практически не издаются.
Государственная политика в области образования в Калининградской области такова, что у педагогов невелика мотивация к саморазвитию в области прав человека, к преподаванию прав человека, воспитанию учеников в духе уважения к правам человека.
Из-за отсутствия системы в вопросе правового просвещения, образования в области прав человека, исполнение органами образования нормативных документов по данному вопросу носит декларативный, поверхностный характер, мероприятия проводятся скорее «для галочки».
Ежегодно Министерство образования области представляет Уполномоченному по правам человека многостраничные отчеты «о преподавании прав человека», в которые включаются все мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, преимущественно военно-патриотической направленности.
Таким образом, необходимые нормативные правовые акты приняты, международные договоры заключены, рекомендации даны, учебно-методические пособия разработаны, тренеры в области прав человека подготовлены, но время идет, а год за годом все новые поколения выпускников, оканчивая школу, ВУЗы имеют слабое представление о правах человека, не говоря уже о способах их реализации и механизмах защиты. Правовое просвещение и образование, нацеленные на преодоление правового нигилизма, формирование правосознания, предполагают не только знание прав и свобод, но и навыки для их защиты, что практически отсутствует в системе формального образования.
В результате из года в год содержание обращений граждан к Уполномоченному по правам человека и в другие правозащитные структуры свидетельствует о правовой безграмотности и правовом нигилизме обратившихся.
Образование в области прав человека в Калининградской области в большей степени развивается благодаря активной позиции государственных и негосударственных правозащитных организаций.
В 2013 году принята Государственная программа Калининградской области «Развитие гражданского общества»56, в разработке которой активное участие принял Уполномоченный по правам человека, предлагая посредством Программы создать механизмы непрерывного системного образования в области прав человека, что, к сожалению, сделать не удалось. В то же время в Программе большое внимание уделено правовому просвещению, образованию в области прав человека.
Уполномоченный по правам человека принимает участие в круглых столах, конференциях, семинарах и иных мероприятиях совместно с партнерами в области правового просвещения и образования в области прав человека.
Традиционно Уполномоченный по правам человека участвует в ежегодных мероприятиях, декадах правовых знаний, приуроченных ко Дню прав человека, Дню Конституции Российской Федерации и другим правозащитным датам.
Так, 1-2 декабря 2014 года в Ресурсном центре педагогического образования, созданном на базе «Гимназии №40 имени Ю.А. Гагарина» г. Калининграда состоялся межрегиональный школьный конкурс «Учебные суды». Мероприятие было приурочено к Международному Дню прав человека, к Дню Конституции РФ.
Организаторами конкурса выступили «Молодежный центр прав человека и правовой культуры» (Москва) и калининградские педагоги при поддержке Уполномоченного по правам человека в Калининградской области. Конкурс проводился по материалам, разработанным Центром правового и гражданского образования «Живое право» Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского.
Участниками конкурса стали учащиеся 8-10 классов школы-интерната «Интеллектуал» (Москва), школы № 3 и гимназии №40 г. Калининграда.
Судьями и одновременно членами жюри конкурса выступили Уполномоченный по правам человека в Калининградской области, представители городского Совета депутатов Калининграда, Коллегии посредников (медиаторов) при Калининградской Торгово-промышленной палате, Института развития образования, Калининградского регионального отделения Движения в защиту прав избирателей «ГОЛОС», Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, Социальной комиссии по развитию гражданского участия и управленческого потенциала в социальной сфере Калининградской области.
В ходе учебных судов школьники показали высокий уровень теоретической и практической подготовки, творческий подход к выполнению заданий, знание Конституции Российской Федерации, российского законодательства, международных документов по правам человека, умение применять нормы права к конкретным ситуациям.
Участники конкурса отметили, что учебные суды дают возможность приобрести навыки анализа, публичного выступления, работы в команде, умения обозначить и аргументировать свою гражданскую позицию, критически оценивать информацию, получаемую из различных источников. Школьники пришли к осознанию ценности прав и свобод граждан, к готовности защиты прав человека законными способами, в том числе посредством обращения в суд.
20 ноября 2014 года во всех субъектах Российской Федерации проводится Всероссийский День правовой помощи детям. Идея проведения акции принадлежит Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В Калининграде и Калининградской области проводятся мероприятия по правовому консультированию по вопросам прав детей; защиты охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из малообеспеченных семей или из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по правовому просвещению в области прав ребенка.
Накануне правозащитной даты, посвященной Дню прав ребенка представители аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области совместно с «Социальной комиссией по развитию гражданского участия и управленческого потенциала в социальной сфере Калининградской области» посетили «Психиатрическую больницу Калининградской области № 2», в том числе провели проверку соблюдения прав детей, находящихся в больнице.
С целью пополнения библиотеки детского и подросткового отделений больницы правовой литературой, в больницу передан комплект справочников, брошюр по правам, обязанностям и ответственности детей и молодежи, а также их родителей и педагогов.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области 19-20 ноября вел прием граждан, в том числе правовое консультирование по вопросам защиты прав детей.
14 марта 2014 года в Калининградской областной научной библиотеке состоялась встреча студентов Калининградского торгово-экономического колледжа — филиала РАНХиГС с Уполномоченным по правам человека в Калининградской области.
Уполномоченный по правам человека в Калининградской области принял участие в работе семинара «Российский регион в глобальном мире», который проходил 30-31 мая в г. Cветлогорске. Мероприятие было организованно в рамках совместного проекта Московской школы гражданского просвещения и Комитета гражданских инициатив.
В работе семинара приняли участие более 150 представителей широкого спектра общественных движений и объединений Калининградской области и других регионов России — гражданские активисты, муниципальные и государственные служащие, журналисты, студенты, аспиранты и преподаватели высшей школы.
С 2008 года Уполномоченный сотрудничает с «Академией прав человека» (Осло, Норвегия). Цикл семинаров для педагогов Калининградской области, организованный «Академией прав человека» совместно с «Молодежным центром прав человека и правовой культуры» (Москва), состоялся в 2008-2013 годах. Цель международного проекта — способствовать общему пониманию основных принципов и методик преподавания в области прав человека, развивать партнерство и сотрудничество на международном уровне, повышать компетентность педагогов в области прав человека. В семинарах приняли участие педагоги истории и обществознания, социальные педагоги, учителя иностранных языков, студенты юридического факультета БФУ им. Канта, представители общественных организаций Калининградской области. По итогам семинаров из числа педагогов была сформирована группа тренеров в области прав человека.
4 февраля 2014 года в рамках указанного проекта в г. Калининграде состоялся Международный семинар «Преподавание в области прав человека в Калининградской области: проблемы и перспективы», в котором педагоги Калининградской области делились опытом преподавания прав человека.
По окончании семинара состоялся круглый стол, на котором были подведены итоги по проблемам преподавания в области прав человека и намечены перспективы дальнейшей совместной работы в данном направлении.
Активно сотрудничает с Уполномоченного по правам человека в Калининградской области по вопросам правового просвещения Общественная организация «ЮЛА». В рамках «Школы подготовки членов общественной наблюдательной комиссии» «ЮЛА» провела серию мини-семинаров с целью информирования и гражданского образования граждан – студентов юридического факультета, их преподавателей, а также других потенциальных членов Общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК).
Мероприятия проводились в рамках реализации проекта «Закон на благо человека при поддержке Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство» в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 348-рп «Об обеспечении в 2013 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и осуществляющих деятельность в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».
Участники семинаров ознакомились с деятельностью Общественной наблюдательной комиссии за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Калининградской области, с механизмами
защиты прав граждан, находящихся в условиях лишения свободы. Тренерами мини-семинаров выступили действующие члены ОНК и Общественного Совета при начальнике УФСИН Калининградской области, представители региональной общественной организации «Человек и закон» (Марий-Эл), председатель ОНК Ростовской области, эксперт Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества.
В мероприятиях приняли участие представители общественных наблюдательных комиссий из трех регионов — Красноярского края, Республики Марий Эл и Калининградской области, а также сотрудники УФСИН, УМВД, прокуратуры, Роспотребнадзора и других ведомств, студенты вузов.
Традиционно в юридическом институте БФУ им.Канта организуются встречи с представителями Аппарата Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
21 апреля 2014 года в Калининграде такая встреча состоялась со студентами 3 курса очной формы обучения, изучающих право социального обеспечения. Встреча была посвящена защите социальных прав граждан в Калининградской области. Студенты ознакомились с законодательством о защите социальных прав граждан и практикой реализации законов и международных договоров в реальной действительности.
В 2013 году в связи с принятием Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» с целью организации работы по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению граждан Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области создана рабочая группа, в состав которой вошли сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека.
В рамках действия федерального и регионального законов о бесплатной юридической помощи в Калининградской области открыты пункты по оказанию такой помощи.
Бесплатная помощь оказывается тем, кто в большей степени в ней нуждается – многодетным, неполным, приемным, патронатным семьям; женщинам, пострадавшим от домашнего насилия, от дискриминации при приеме на работу или увольнении, беременным женщинам и матерям, имеющих малолетних детей; детям — сиротам, выпускникам детских домов и интернатов и другим категориям граждан. Консультирование может быть оказано как на личном приеме, так и по телефону.
Важную просветительскую функцию выполняет официальный сайт Аппаратом Уполномоченного по правам человека распространяются по библиотекам Калининградской области, школьным библиотекам правовые справочники для школьников и методические материалы для учителей.
С 24 по 28 ноября 2014 года в Калининграде при поддержке Уполномоченного по правам человека в Калининградской области прошла благотворительная акция Международного кинофестиваля «Сталкер». Организаторы кинофестиваля в Калининграде: Гильдия кинорежиссеров России, Московская гильдия актеров театра и кино.
Главная цель фестиваля – средствами кино формировать правовое сознание общества. В рамках акции жителям Калининграда и Калининградской области бесплатно показали фильмы-призёры кинофестиваля «Сталкер», состоялись творческие встречи с создателями лент. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека вместе с творческими группами посетили места лишения свободы Калининградской области, представив заключенным для просмотра фестивальные фильмы.
Институт Уполномоченного по правам человека занял свою нишу в распространении знаний о правах человека в Калининградской области. Проделана немалая работа, но реалии современной действительности требуют более целенаправленной деятельности по просвещению, образованию в области прав человека. Необходима консолидация всех заинтересованных участников, присоединение к международным инициативам, принятие нормативных актов, ставящих эту деятельность на системную основу.
Опыт деятельности Уполномоченного по правам человека свидетельствует о том, что граждане разного возраста и принадлежащие к разным социальным группам, плохо знают свои права и обязанности, не имеют простейших навыков их защиты. Значит, их этому нужно учить. Процесс обучения должен начинаться с начальной и средней школы, где формируется система ценностей и установок человеческого поведения, уважение к закону, правам других людей и заканчиваться профессиональным образованием. Задача состоит в том, чтобы обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей.
Для развития образования в области прав человека государственным органам и ведомствам, руководителям образовательных учреждений Калининградской области следует признать, что вопрос обучения правам человека — прямая обязанность государства по выполнению принятых на себя международно-правовых обязательств.
В целях совершенствования гражданско-правового образования в Калининградской области рекомендую:
— разработать и принять целевую программу правового просвещения, образования в области прав человека в Калининградской области, основанную на комплексно-системном подходе;
— Министерству образования Калининградской области осуществлять совместно с Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам ребенка ежегодный мониторинг образования в области прав человека в Калининградской области;
— вернуть в программы Калининградского института развития образования специальные курсы по тематике прав человека и методам преподавания права и прав человека; обязать пройти данные курсы педагогов, руководителей образовательных учреждений с привлечением в качестве экспертов сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека, аппарата Уполномоченного по правам ребенка, правоохранительных органов и юридических факультетов вузов;
— организовывать конкурсы, олимпиады, викторины по правам человека, правам ребенка с привлечением в качестве экспертов, членов жюри сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека, аппарата Уполномоченного по правам ребенка, правоохранительных органов и юридических факультетов вузов;
— поощрять граждан и организации, активно пропагандирующие права человека, оказывающие содействие в развитии образования в области прав человека в Калининградской области;
— содействовать созданию и распространению информационных, справочных, методических материалов в области прав человека.
(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852, http://kaliningradfirst.ru/198856, http://kaliningradfirst.ru/198861, http://kaliningradfirst.ru/198883, http://kaliningradfirst.ru/198887, http://kaliningradfirst.ru/198890, http://kaliningradfirst.ru/198898, http://kaliningradfirst.ru/198902, http://kaliningradfirst.ru/199153, http://kaliningradfirst.ru/199157, http://kaliningradfirst.ru/199161)