В колонии №9 в Калининграде за год умерли 2 человека: один – от суицида, второй – от передозировки героина

Из жалоб и обращений осужденных усматриваются и иные причины: невнимательное отношение к пациентам со стороны отдельных медицинских работников исправительных учреждений; отсутствие необходимых медицинских препаратов и лекарств; отсутствие возможности у заключенных приобрести лекарства самостоятельно по рецептам врачей; спорная диагностика и постановка точного диагноза заболевания; необходимость обследования в условиях стационара в гражданских лечебных учреждениях более высокого профиля (например, в Калининградской областной больнице и больнице скорой медицинской помощи), несвоевременное медицинское освидетельствование на предмет установления инвалидности у хронически больных осужденных, проблемы в разрешении передач осужденным лекарственных препаратов от родных и близких.

image

Россия. Калининград. 22 ноября 2015 года. . В Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.

О соблюдении прав граждан, содержащихся в условиях лишения свободы

В последние годы пенитенциарная система в Калининградской области в целом и система исполнения наказаний в частности, претерпели значительные позитивные изменения в области соблюдения прав и свобод граждан, содержащихся в условиях лишения свободы.

Устойчивая тенденция к снижению количества лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях Управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) России по Калининградской области, остается стабильной.

В учреждениях УФСИН Российской Федерации по Калининградской области на 1 января 2015 года содержалось 3823 человека (на 1 января 2014 года – 3824 человека; на 1 января 2013 года — 4074), в том числе мужчин – 3457 человек (на 1 января 2014 года – 3438 человек; на 1 января 2013 года — 3697), женщин – 355 человек (на 1 января 2014 года – 377; на 1 января 2013 года — 363), несовершеннолетних – 11 (на 1 января 2014 года – 9; на 1 января 2013 года — 14).

Количество лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях

области, сократилось в 2014 году на 1 человек (в 2013 году – на 150 человек.

Как и ранее, в местах лишения свободы, по сложившимся объективным причинам, существует проблема трудоустройства осужденных ввиду реального ограничения трудовых мест, которые в концу 2014 года, в связи с экономическим кризисом, сократились вдвое.

Среднесписочная численность осужденных, не занятых оплачиваемым трудом в 2014 году составила 2078 человек, а в 2013 году – 2134 человека.

Из них: ФКУ ИК-4 – 83 человека;

ФКУ ЛИУ 5 — 85 человек;

ФКУ ИК 7 — 275 человек;

ФКУ ИК 8 — 107 человек;

ФКУ ИК 9 — 768 человек;

ФКУ КП 12 — 17 человек;

ФКУ ИК 13 — 745 человек.

Из общего количества заключенных (3823 человека) численность инвалидов составляет — 137 человек, из них: первой группы – 2 человека; второй группы — 61 человек; третьей группы — 74 человека, что образует 3,58% от общего количества отбывающих наказание.

По-прежнему, в исправительных учреждениях региона остается не благополучной обстановка с тяжелыми формами заболеваний осужденных.

Количество впервые выявленных больных туберкулезом в 2014 году составило:

ФКУ СИЗО 1 — 20 человек;

ФКУ ИК 8 — 1 человек;

ФКУ ИК 9 — 10 человек;

ФКУ ИК 13 — 6 человек;

ФКУ КП 12 — 5 человек.

Всего по колониям впервые выявленных осужденных больных туберкулезом: 42 человека.

Количество осужденных больных, страдающих активной формой туберкулеза (эпидемиологических опасных больных) составило:

ФКУ ЛИУ – 5 — 72 человека;

ФКУ СИЗО – 1 — 14 человек.

Всего: 86 человек.

Таким образом, общее количество больных туберкулезом осужденных в исправительных колониях региона составляет — 128 человек.

Количество ВИЧ-инфицированных осужденных, состоящих на учете на окончание 2014 года, составило:

ФКУ СИЗО 1 — 43 человека;

ФКУ СИЗО 3 — 5 человек;

ФКУ ЛИУ 5 — 25 человек;

ФКУ ИК 7 — 24 человека;

ФКУ ИК 8 — 20 человек;

ФКУ ИК 9 — 160 человек;

ФКУ ИК 13 — 61 человек;

ФКУ ИК 4 — 51 человек;

ФКУ КП 12 — 14 человек.

В 2013 году страдающих туберкулезом было 91 человек, а ВИЧ-инфицированных – 419 человек.

Смертность в 2014 году в местах лишения свободы значительно снизилась и составила:

ФКУ СИЗО 1 — 1 человек (от острой сердечной недостаточности);

ФКУ ЛИУ5 — 2 человека (один ВИЧ-инфицированный в стадии генерализации от вторичной инфекции; второй – от лейкоза);

ФКУ ИК 8 — 3 человека (один – от генерализованного аспергиллероза, а два – от острой сердечной недостаточности);

ФКУ ИК 9 — 2 человека (один – от суицида, второй – от передозировки героина);

ФКУ ИК 13 — 1 человек (от острой сердечно-сосудистой недостаточности);

— 207 —

ФКУ КП 12 — 1 человек (от суицида).

Всего смертность составила в 2014 году – 10 человек.

В 2013 году от заболеваний умерло в местах лишения свободы 15 человек, в результате самоубийства – 4 человека.

Как и в предыдущие годы, количество обращений к Уполномоченному из мест лишения свободы было связано с вопросами улучшения оказания медицинской помощи осужденным.

Основными проблемами, затрудняющими оказание медицинской помощи осужденным, по мнению администрации УФСИН России по Калининградской области, являются: нехватка профильных врачей; недостаточная оснащенность медицинских подразделений оборудованием и медицинским имуществом.

Из жалоб и обращений осужденных усматриваются и иные причины: невнимательное отношение к пациентам со стороны отдельных медицинских работников исправительных учреждений; отсутствие необходимых медицинских препаратов и лекарств; отсутствие возможности у заключенных приобрести лекарства самостоятельно по рецептам врачей; спорная диагностика и постановка точного диагноза заболевания; необходимость обследования в условиях стационара в гражданских лечебных учреждениях более высокого профиля (например, в Калининградской областной больнице и больнице скорой медицинской помощи), несвоевременное медицинское освидетельствование на предмет установления инвалидности у хронически больных осужденных, проблемы в разрешении передач осужденным лекарственных препаратов от родных и близких.

По информации Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области, от осужденных и граждан в данное управление поступила 531 жалоба по следующим вопросам: на действия представителей администрации – 236 обращений, а в 2013 году – 248; на медицинское обеспечение – 107; на условия содержания – 90 обращений, а в 2013 году – 53.

Все жалобы рассмотрены, разрешены, нарушенные права граждан восстановлены.

В тюрьму на основании ст. 78 УИК РФ в 2014 году, также как и в 2013 году, не было переведено ни одного осужденного, что говорит, о положительной динамике воспитательной работы в исправительных колониях со стороны администрации.

Переведено из колонии-поселения в места лишения свободы за нарушения установленного режима отбывания наказания – 56 человека.

Физическая сила в 2014 году применялась в отношении 64, а в 2013 году – в отношении 68 осужденных. Специальные средства применялись в отношении 53 осужденных, а в 2013 году – в отношении 57 человек.

— 208 —

Проведенные Уполномоченным по правам человека проверки совместно с прокуратурой Калининградской области показали обоснованность и правомерность таких крайних мер со стороны администраций исправительных учреждений и отсутствие в этой части нарушений прав человека.

Количество лиц, представленных к освобождению в связи с тяжелой болезнью на основании п. е. части 1 ст. 172 УИК РФ в 2014 году составило 35 человек, а в 2013 году — 41 человек. Из них освобождено по решению суда только 17 человек, а в 2013 году – только 11 человек.

В 2014 году как и в предыдущие годы, подтвердила свою эффективность вступившая в силу с октября 2010 года Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации86, предусматривающая основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества.

В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»).

Система «социальных лифтов» в местах лишения свободы представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены, не отбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.

С 2011 года система «социальных лифтов» внедрена в деятельность всех исправительных учреждений УФСИН России по Калининградской области, в 2012 – 2014 годах она реализована во всех исправительных учреждениях и следственных изоляторах и дала свои положительные результаты в перевоспитании осужденных.

Уполномоченный и сотрудники Аппарата принимали активное участие в работе отдельных комиссий, образованных в учреждениях по использованию системы «социальных лифтов». Результаты работы данных комиссий показали, что данная система максимально способствует исправлению и перевоспитанию осужденных, которые выразили желание заменить не отбытую часть наказания более мягким или условно-досрочно освободиться.

Об этом свидетельствует следующая статистика:

— количество осужденных, личные дела которых могут быть представлены (в соответствии со сроком пребывания в ИУ) на комиссию по оценке поведения осужденных по системе «социальных лифтов» — 1569 человек;

— количество осужденных, прошедших аттестацию по системе «социальных лифтов» — 409 человек, и них:

а) количество осужденных исправительных учреждений, соблюдающих установленный порядок отбывания наказания — 131 человек;

б) количество осужденных исправительных учреждений, поведение которых соответствует установленному критерию в виде стремления к психофизической корректировке личности и реализации инициативных мер к ресоциализации — 148 человек;

в) количество заключенных, исправительных учреждений, поведение которых соответствует критерию в виде предпринимаемых ими действий и иных событий, свидетельствующих об их активной позитивной позиции — 130 человек.

Количество осужденных исправительных учреждений, из прошедших аттестацию по системе «социальных лифтов», переведенных из обычных в облегченные условия отбывания наказания — 24 человека.

Количество осужденных, из прошедших аттестацию по системе «социальных лифтов», переведенных из обычных в строгие условия отбывания наказания — 31 человек.

Количество осужденных, из прошедших аттестацию по системе «социальных лифтов», освобожденных условно-досрочно из мест лишения свободы — 40 человек.

Количество осужденных, имевших положительную характеристику администрации исправительной колонии, которым судами отказано в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания — 19 человек.

Количество осужденных, отбывающих наказание в обычных условиях — 2481 человек, а в строгих условиях отбывают наказание — 156 человек.

Приведенный анализ показывает положительную роль «социальных лифтов» в перевоспитании осужденных в местах лишения свободы.

Такая работа по внедрению системы «социальных лифтов» активно проводилась в 2014 году администрациями всех исправительных учреждений, что положительно повлияло на поведение осужденных, их исправление и перевоспитание, на что указывает сокращение численности осужденных, а также на уменьшение количества жалоб в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от данной категории граждан.

Уполномоченный по правам человека и сотрудники аппарата регулярно проводят самостоятельные, а также совместные с прокуратурой Калининградской области и с руководством УФСИН России по Калининградской области проверки соблюдения прав человека в учреждениях пенитенциарной системы, участвуют в мероприятиях, проводимых УФСИН РФ по Калининградской области.

В 2014 году в адрес Уполномоченного по правам человека из мест лишения свободы системы УФСИН РФ по Калининградской области продолжали поступать жалобы на ненадлежащие условия содержания в исправительных учреждениях; необоснованное наложение дисциплинарных взысканий; ненадлежащее медицинское обслуживание; на нарушение правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; на не отправку почтовой корреспонденции; на необоснованный отказ администрации исправительных учреждений в ходатайстве перед судом об условно-досрочном освобождении от

наказания; на отказ в предоставлении администрацией исправительных учреждений свиданий с родными и близкими.

Всего из учреждений пенитенциарной системы УФСИН России по Калининградской области к Уполномоченному поступило в 2014 году 166 обращений против 108 обращений в 2013 году.

По всем обращениям, Уполномоченным по правам человека, а также по инициативе Уполномоченного органами прокуратуры и руководства УФСИН России по Калининградской области проведены поверки, о результатах, которых были проинформированы заявители.

В 2014 году Уполномоченным и сотрудниками его аппарата были проверены по обращениям подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также по личной инициативе, следующие учреждения пенитенциарной системы Калининградской области: ФКУ ИЗ-39/1; ФКУ ИЗ-39/3; ФКУ — ИЗ-39/4; ФКУ КП-12; ФКУ ИК-13, ФКУ— ИК-9; ФКУ ИК-8; ФКУ ИК-7; ЛИУ-5, следственный изолятор УВД Калининграда.

Многолетние проверки показали, что в целях защиты прав осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, как и ранее, требуют своего разрешения следующие вопросы:

— соблюдение норм санитарной площади камер в СИЗО, установление радиоточек в каждой камере, совершенствование естественной вентиляции камер, их освещение и реконструкция санитарных узлов некоторых камер (замена чаши-генуя на унитаз, установка надлежащих экранов, ограждающих санузлы от жилой площади);

— максимальное трудоустройство трудоспособных осужденных;

— устранение нарушений, связанных с водворением в штрафной изолятор за нарушение Правил внутреннего распорядка учреждения, особенно за незначительные дисциплинарные нарушения Правил внутреннего распорядка, на максимальный срок (15 суток);

— усиление контроля за правомерностью наложения дисциплинарных взысканий, за необоснованным длительным содержанием осужденных в штрафном изоляторе за незначительные нарушения Правил внутреннего распорядка;

— улучшение медицинского обслуживания осужденных;

— техническое оснащение медицинских учреждений УФСИН необходимым оборудованием, медицинским инвентарем и новейшей диагностической аппаратурой;

— укомплектование всех медицинских учреждений УФСИН специалистами в соответствии с утвержденным штатным расписанием;

— качественное улучшение оказания лечебной стоматологической медицинской помощи заключенным;

— увеличение федерального объема финансирования для лечения ВИЧ-инфицированных и больных туберкулезом;

— улучшение медицинского обслуживания ВИЧ-инфицированных осужденных, обеспечение им надлежащего лечения, питания и обследование их на вирусную нагрузку;

— совершенствование воспитательной работы администрацией учреждений

в отношении осужденных, а также в отношении сотрудников учреждений;

— улучшение обеспечения библиотек учреждений системы УФСИН Российской Федерации необходимой юридической литературой и литературой для иностранных граждан;

— решение вопросов об улучшении питания заключенных: снабжение необходимыми кисломолочными продуктами, овощами и фруктами;

— обеспечение и усиление контроля за своевременным отправлением адресатам всей почтовой корреспонденции администрацией учреждений, особенно закрытой корреспонденции по жалобам заключенных в суды, органы прокуратуры, Уполномоченному по правам человека;

— оказание квалифицированной правовой помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным лицам по вопросам защиты их интересов по уголовному делу; защиты их личных имущественных и не имущественных прав;

— решение вопросов по реабилитации осужденных после освобождения их из мест лишения свободы; оказание им помощи в трудоустройстве, жилье, временном материальном обеспечении, получении гражданства Российской Федерации и решение вопросов паспортизации и легализации в Калининградской области;

— повышение заработной платы сотрудников исправительных учреждений, создание им социальных гарантий и обеспечение жильем;

— укомплектование исправительной системы высококвалифицированными кадрами;

— решение вопросов, связанных с профессиональной деформацией сотрудников учреждений, особенно на участках со строгим режимом и особыми условиями содержания в исправительных колониях № 9 и 13 ФКУ УФСИН России по Калининградской области;

— строительство новой колонии строгого режима по типовому проекту, отвечающему требованиям закона и выведение из городской черты Калининграда ФКУ ИК-9;

— осуществление необходимого ремонта помещений в камерах следственных изоляторов (СИЗО-1; СИЗО-3; СИЗО-4) и приведение условий содержания лиц, в соответствие с требованиями Федерального Закона № 105 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;

— строительство новой типовой исправительной колонии общего режима в городе Гвардейске, поскольку нынешняя колония находится в старых довоенной постройки приспособленных помещениях, не в полной мере отвечающих требованиям закона, либо перевод ее на базу исправительной колонии № 8 в г. Калининграде, где ввиду уменьшения количества осужденных, имеются для этого все условия.

2. О соблюдении прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в

изоляторах временного содержания системы МВД РФ

С момента образования института Уполномоченного по правам человека в Калининградской области – прошло четырнадцать лет. Все эти годы Уполномоченный и сотрудники его аппарата планомерно и регулярно решали вопросы улучшения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в изоляторах временного содержания системы МВД РФ в Калининградской области.

Поскольку помещения ИВС находились при отделах внутренних дел,

то на первоначальном этапе, ввиду недостаточности выделяемых федеральных средств, по инициативе Уполномоченного, при поддержке органов прокуратуры Калининградской области, а также при понимании существующих проблем с условиями содержания у руководства районных

и городских отделов внутренних дел и руководства Управления внутренних дел Калининградской области, производился частичный капитальный ремонт камер и помещений ИВС в отдельных ОВД.

Начиная с 2007 года ремонт ИВС начал производиться планомерно с учетом требований закона.

Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС регламентируются Федеральным Законом № 105 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

За последние несколько лет, особенно в 2011-2014 годах, существенно и позитивно изменились условия содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания при отделах внутренних дел Калининградской области, что снизило поток жалоб по данной тематике.

Все эти положительные сдвиги в улучшении условий содержания в ИВС региона достигнуты совместными усилиями УМВД РФ по Калининградской области, Калининградской областной прокуратуры,

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, при поддержке Правительства Калининградской области и глав районных

администраций.

В 2013-2014 годах окончательно произведены ремонты и реконструкции изоляторов временного содержания Калининградской области, за исключением ИВС УМВД России по городу Калининграду, в соответствии требованиям вышеназванного закона. Помещение ИВС УМВД России по г. Калининграду состоит на балансе ФСБ Российской Федерации и арендуется у данного ведомства, которое не дает своего согласия на реконструкцию и ремонт.

По состоянию на 31 декабря 2014 года качественный, в точном соответствии с требованиями закона ремонт произведен в ИВС отделов внутренних дел в городах Нестерове, Черняховске, Советске, Багратионовске, Пионерском.

Необходимость в окончательном ремонте для приведения условий

содержания в ИВС в соответствие требованиям закона, имеется в отделах

внутренних дел городов Гусева, Гвардейска, Светлогорска. ИВС ОВД г. Светлогорска планируется перевести в ИВС ОВД г. Пионерского, поскольку там производится ремонт в точном соответствии с требованиями закона и созданы надлежащие условия для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, который по плану буден окончен во втором квартале 2015 года. В ОВД г. Гвардейска запланировано строительство нового отдела внутренних дел в 2015 году и изолятора временного содержания при нем.

ИВС при ОВД г. Гусева в 2014 году закрыт на ремонт и заключенные из г. Гусева содержатся в ИВС ОВД г. Черняховска, вместимость которого позволяет обеспечить их прием и содержание.

В 2015 году ИВС при УМВД России по г. Калининграду планируется перенести из здания ФСБ России по Калининградской области на ул. Генделя, в новое, планируемое к застройке здание, по типовому проекту в точном соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в Центральном районе г. Калининграда. На это в 2013 году выделены федеральные денежные средства.

Таким образом, на сегодняшний день уже более 50% помещений ИВС области соответствуют требованиям Федерального Закона № 105 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Следует отметить более позитивное и гуманное отношение в последнее время к заключенным со стороны сотрудников ИВС УМВД России по Калининградской области, что существенно уменьшило поток жалоб от заключенных.

В 2014 году, как и в предыдущие несколько лет, в аппарат Уполномоченного продолжали поступать жалобы от граждан на неудовлетворительные условия содержания в изоляторах временного

содержания Калининградской области. Однако, эти жалобы в основном касались событий периода 2001-2010 годов, когда реконструкция изоляторов временного содержания до нынешнего состояния еще не была доведена и права граждан, содержащихся под стражей, действительно нарушались.

После проведенной в 2011 году руководством УМВД России по

Калининградской области реорганизации ИВС, действующими и, в основном соответствующими требованиям закона, остаются в настоящее

время изоляторы временного содержания в городах: Нестерове, Советске,

Черняховске, Гвардейске, Багратионовске, Светлогорске, Пионерске.

Изоляторы временного содержания в ОВД городов Краснознаменска,

Озерска, Немана, Славска, Правдинска, Полесска, Балтийска, Зеленоградска сокращены и перестали функционировать как самостоятельные структуры и действуют лишь как вспомогательные ИВС, составом конвоиров по 4 человека для автомобильных перевозок заключенных на следственные действия и в суды.

Подозреваемые и обвиняемые, ранее содержавшиеся в этих ИВС, в

настоящее время в основном содержатся в близлежащих ИВС. Так, подозреваемые и обвиняемые из городов Славска и Немана направляются

в ИВС ОВД г. Советска; из г. Озерска и г. Гусева — в ИВС ОВД г. Черняховска, из городов Полесска, Правдинска, Балтийска — в ИВС при УМВД России по г. Калининграду.

Вспомогательные ИВС, где работают только конвойные группы в составе 4 конвоиров, оказывают помощь сотрудникам следствия для проведения следственных действий в отношении подозреваемых и обвиняемых, а также оказывают помощь судам в проведении судебных заседаний, по уголовным делам, длящимся до десяти суток. Они существуют во всех отделах внутренних дел, где нет ИВС, кроме ОВД городов Славска и Гурьевска (из Славска заключенные содержаться в ИВС ОВД г. Советска, а из Гурьевска заключенные содержаться в ИВС УМВД России по г. Калининграду).

Проведенной реконструкцией и ремонтом помещений ИВС в 2011 -2014 годах осуществлены следующие улучшения условий содержания заключенных:

— выделены комнаты для подогрева пищи и мытья столовой посуды, оборудованные холодильниками, микроволновыми печами, бойлерами;

— оборудованы кладовые для чистого и грязного белья, постельных

принадлежностей;

— в некоторых ИВС оборудованы кабинеты для медработника;

— в каждой камере ИВС проведена канализация, имеются умывальники,

унитазы или чаши Генуя;

— в камерах ИВС установлены кровати, каждому заключенному предоставлено индивидуальное спальное место;

— подозреваемые и обвиняемые в камерах ИВС обеспечиваются матрацами, одеялами, подушками, постельными принадлежностями;

— камеры, названных выше ИВС, оборудованы радиоточками;

— оборудованы помещения для хранения личных вещей, туалетных принадлежностей;

— во всех помещениях названных ИВС проведен надлежащий косметический ремонт, регулярно поддерживается чистота и порядок;

— отдельные ИВС оборудованы санпропускниками с камерами дезинфекции;

— питание лиц, содержащихся в ИВС, осуществляется в соответствии с требованиями санитарных правил из расчета 120 руб. на одного человека в

сутки, однако данной суммы явно недостаточно для нормального трехразового питания;

— камеры оборудованы в соответствии с нормами санитарной площади в

размере 4 кв. метров на одного человека;

— камеры имеют естественную вентиляцию через окна, а также принудительную вытяжную вентиляцию, которая включается в

соответствии с распорядком дня ИВС;

— в большинстве вышеназванных ИВС ОВД имеются прогулочные дворики;

— ИВС оборудованы следственными кабинетами, в которых заключенные

имеют возможность общаться с защитниками наедине.

Благодаря улучшениям условий содержания от заключенных из перечисленных выше ИВС в 2014 году, как и в предыдущем 2013году, не

было жалоб на условия содержания и действия администрации.

По-прежнему, в ряде ИВС ОВД области и Калининграда отсутствуют прогулочные дворики, что порождает отдельные жалобы.

Во избежание вспышек инфекций для улучшения санитарного состояния помещений, особенно камер ИВС, руководителям отделов внутренних дел муниципальных образований Калининградской области

необходимо провести консультации с санитарными службами на предмет

заключения договоров по санитарной обработке помещений ИВС, а также

матрацев, подушек, которыми в камерах пользуются разные лица.

Общеизвестно, что ненадлежащие условия содержания в ИВС ОВД

подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц противоречат нормам

Европейской конвенции о правах человека, ст. 21 Конституции РФ, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также иным нормам международного и российского права. В соответствии со ст. ст. 150, 151 ГК РФ здоровье и иные не имущественные права, а также

нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, подлежат судебной защите.

В настоящее время имеется сложившаяся стабильная судебная практика вынесения судами Калининградской области решений, удовлетворяющих иски подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц, в

пользу которых присуждается денежная компенсация морального вреда в

связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОВД области.

Наблюдается тенденция к ежегодному росту таких исков со стороны

осужденных, отбывающих наказание, в пределах установленных законом

сроков исковой давности.

В 2014 году судами Калининградской области к Уполномоченному

сделано 252 запроса, против 175 запросов в 2013 году на предмет соблюдения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС и СИЗО области. Однако обращения в суд заключенных относятся уже в большей мере к девяностым годам двадцатого столетия. Поскольку иски заключенных, касающихся содержания их в ненадлежащих условиях в 21 веке судами в основном уже рассмотрены и удовлетворены. Очевиден их и существенный рост от 175 в 2013 году до 252 в 2014 году.

В 2014 году руководством УМВД России по Калининградской области запланировано строительство новых ИВС в городах Гвардейске, Калининграде, а также нового спецприемника-распределителя для содержания лиц, подвергнутых судами к административной ответственности.

Министерством внутренних дел РФ денежные средства на эти цели уже выделены.

Уполномоченный по правам человека в 2014 году, как и в предыдущие годы, проводил экспертизы условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС районных ОВД. По запросам судов городов Калининграда, Советска, Зеленоградска, Светлогорска, Багратионовска давал судам заключения о соответствии либо не соответствии условий содержания в отдельных изоляторах временного содержания требованиям закона.

Сложившаяся устойчивая практика вынесения судами решений по

искам заключенных о взыскании компенсации морального вреда в связи с

ненадлежащими условиями содержания в местах принудительного содержания в определенной мере способствует решению вопросов, связанных в улучшением условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: выделяются федеральные денежные средства и производится ремонт и реконструкция ИВС отделов внутренних дел Калининградской области.

По состоянию на 1 января 2015 года полностью отремонтировано и

приведено в соответствие федеральному Закону № 105 «О содержании под

стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 70%

изоляторов временного содержания области.

В оставшихся ИВС ОВД области, не подвергнутых надлежащему ремонту (городов Калининграда, Гвардейска, Светлогорска) в настоящее время все также необходимо:

— создать бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии, пожарной безопасности, сохранности здоровья и личной безопасности подозреваемых и обвиняемых;

— принять необходимые меры по дальнейшему ремонту и реконструкции

помещений, по соблюдению законности содержания под стражей задержанных и арестованных лиц, приведению условий их содержания в

соответствие требованиям закона;

— организовать повсеместно трехразовое питание подозреваемых и обвиняемых;

— усилить контроль за правомерностью применения физической силы к

подозреваемым и обвиняемым;

— исключить содержание подозреваемых и обвиняемых в камерах для административно-задержанных в отделах внутренних дел Калининграда,

Светлого, Гурьевска, где нет изоляторов временного содержания;

— обеспечить возможность проведения ежедневных прогулок подозреваемых, обвиняемых и осужденных лиц в тех ИВС ОВД, где имеются прогулочные дворики;

— изыскать возможности раздельного размещения в камерах ИВС курящих и некурящих заключенных;

— установить в каждой камере ИВС радиоприемники, оборудовать камеры

необходимой мебелью, согласно требованиям закона;

— изыскать возможности дальнейшего ремонта и реконструкции вспомогательных ИВС ОВД городов Гвардейска, и Калининграда, а также строительства прогулочных двориков в ИВС районных ОВД в Немане, Гвардейске, Багратионовске, Калининграде.

В Калининградской области с 2010 года создана и функционирует система общественного контроля соблюдения прав граждан, находящихся в местах лишения свободы.

Уполномоченный по правам человека и члены наблюдательной комиссии активно сотрудничали в 2014 году, проводили совместные проверки по жалобам заключенных, участвовали в заседаниях круглых столов.

Контроль Уполномоченного и общественный контроль в местах принудительного содержания в совокупности позволяет в максимальной степени обеспечить соблюдение прав граждан.

(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852, http://kaliningradfirst.ru/198856, http://kaliningradfirst.ru/198861, http://kaliningradfirst.ru/198883, http://kaliningradfirst.ru/198887, http://kaliningradfirst.ru/198890, http://kaliningradfirst.ru/198898, http://kaliningradfirst.ru/198902, http://kaliningradfirst.ru/199153, http://kaliningradfirst.ru/199157)