Россия. Калининград. 16 ноября 2015 года. . В Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.
О проблемах гражданства, регистрации, защиты прав мигрантов
В 2014 году в адрес Уполномоченного по правам человека поступило 36 обращений в защиту прав мигрантов — 2% от общего количества, 47 таких обращений рассмотрено в 2013 году, около 3% от общего количества, в 2012 году обращений в защиту прав мигрантов поступило 5, в 2011 – 40.
Иностранные граждане, лица без гражданства, граждане, прибывшие в Калининградскую область по Государственной программе по оказанию содействия переселению соотечественников, обращались к Уполномоченному по вопросам об оказании помощи в получении разрешения на временное проживание, в получении вида на жительство, по проблемам паспортизации; по вопросам регистрации по месту жительства и пребывания; по вопросам медицинского обслуживания, получения социальной и бесплатной юридической помощи, устройства в образовательные учреждения детей и т.д.
Уполномоченным и сотрудниками аппарата заявителям давались правовые консультации, выдавались памятки, указывались пути решения их проблем, в отдельных случаях обращения направлялись в компетентные органы государственной власти Российской Федерации, которыми были даны квалифицированные ответы.
Важным элементом российской миграционной политики является реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
Постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2013 года № 727 утверждена Целевая Программа Калининградской области «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию, соотечественников, проживающих за рубежом на 2013-2017 годы».
Выполнение мероприятий по реализации Государственной Программы проводится во взаимодействии с Уполномоченным органом исполнительной власти по реализации Государственной программы – Министерством по муниципальному развитию и внутренней политике Правительства Калининградской области.
По состоянию на 1 января 2015 года на территорию Калининградской области прибыло: 12 333 участника Государственной программы (всего 26 998 человек), из них в 2014 году – 2 409 участников Государственной программы (5 381 человек).
По состоянию на 1 января 2015 года от потенциальных участников Госпрограммы — соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории России, принято 5 223 заявления об участии в Государственной программе. В 2014 году принято 2 966 заявлений, вынесено положительное решение по 3 723 заявлениям потенциальных участников Государственной программы, отрицательное решение — в отношении 2 015 заявителей.
Особое внимание уделяется работе с соотечественниками, прибывшими в Калининградскую область с Украины.
УФМС России по Калининградской области от граждан Украины принято 662 заявления об участии в Государственной программе (1 404 человека). Рассмотрено 574 заявления, из них 35 заявителям отказано в участии в Госпрограмме.
От граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном порядке принято 503 заявления об участии в Государственной программе (1 024 человек), из них:
— получивших разрешение на временное проживание (вид на жительство) — 327 заявлений (593 человек),
— получивших временное убежище в Российской Федерации — 176 заявлений (всего 431 человек).
Заявления, поданные гражданами Украины, рассматриваются Уполномоченным органом исполнительной власти и компетентными органами в первоочередном порядке.
В 2014 году гражданам Украины оформлено 406 свидетельств участника программы, в том числе 39 – гражданам Украины, подавшим заявления в зарубежных представительствах.
В рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Правительством Калининградской области на базе неиспользованного военного городка создан центр временного размещения мигрантов (ЦВР «Северный»).
Данный центр позволяет обеспечить проживание прибывших в область переселенцев в течение ограниченного периода времени необходимого для оформления документов, решения жилищных проблем и трудоустройства (первичная адаптация).
Центр временного размещения расположен в пос. Северный Багратионовского городского округа, в 15 км. от города Калининграда. Жилые помещения центра оборудованы мебелью (кровати, шкафы, тумбочки, столы, стулья), постельными принадлежностями, посудой. На каждом этаже имеются: кухни (плиты, холодильники, микроволновые печи), помещения для стирки и сушки белья (стиральные машины-автоматы), душевые комнаты, комнаты отдыха. Придомовая территория благоустроена, оборудована детской площадкой.
Всего приобретено 136 квартир для участников Государственной программы и членов их семей (Долгоруково – 95, Советск – 7, Калининград – 19, Гусевский район – 12, п. Приозерное Гусевского района – 2, Балтийск – 1).
В пос. Долгоруково участникам Госпрограммы предоставлены квартиры на срок до шести месяцев по договорам. Общая площадь квартир от 35 кв.м. до 81,6 кв. м. Поселок Долгоруково находится в 58 км от г.Калининграда и 9 км от г. Багратионовска. Квартиры в двухэтажных домах с мансардами (третий этаж) сданы под «белый ключ»: произведен евроремонт, установлены евроокна (стеклопакеты), сантехника, газовые плиты, газовые котелки, автономное отопление. В некоторых квартирах на 1 этаже имеется погреб. Придомовая территория благоустроена.
Правительство Калининградской области приобретает квартиры в г. Калининграде и области для работников бюджетной сферы, занятых в области здравоохранения, образования и социального обеспечения.
В Центре временного размещения и общежитиях проживает 2 % участников государственной программы, в собственном жилье проживает 15%, 83% — осуществляют поднаем жилых помещений.
В Калининградской области определены четыре пункта временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины. Согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 18 августа 2014 г. N 534 «Об обеспечении временного социально-бытового обустройства лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения на территории Калининградской области» в данных пунктах планируется разместить 290 соотечественников из Украины.
14 семей соотечественников (всего 30 человек), вынужденно покинувших территорию Украины, размещены в пункте временного размещения в пос. Северный Багратионовского района.
В пункте временного размещения организованы трехразовое горячее питание, работа по оформлению необходимых документов, консультации
по трудоустройству. Школьники обеспечены бесплатными учебниками, горячим питанием, организован проезд на школьном автобусе.
Препятствием в реализации прав соотечественников являются сложности с получением регистрации по месту жительства. Переселенцы, как правило, не имеют собственного жилья, а соответственно и регистрации, в связи с чем органы местного самоуправления не вправе поставить их в очередь нуждающихся в предоставлении социального жилья, они не вправе участвовать в региональной жилищной программе «Молодая семья», в иных жилищных программах, имеют сложности с трудоустройством, с оформлением кредитов, не могут оформить ипотеку и т.д..
УФМС по Калининградской области справедливо предлагает внести изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», предусмотрев возможность регистрации участников Госпрограммы и членов их семей по месту жительства по юридическому адресу, определяемому органом исполнительной власти субъекта Федерации.
При работе с гражданами Украины в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, возникают следующие проблемные вопросы:
— отсутствие у граждан Украины родственников и знакомых на территории Калининградской области, способных предоставить регистрацию и проживание,
— отсутствие у граждан Украины, обращающихся для подачи заявления об участии в Государственной программы, денежных средств на оформление нотариально заверенных переводов (для лиц, имеющих разрешение на временное проживание), предусмотренных законодательством,
— в связи с особым геополитическим положением региона и отсутствием средств на приобретение авиабилетов, для граждан Украины прибытие на территорию Калининградской области сопряжено со значительными трудностями.
Считаю необходимым поддержать предложение УФМС России по Калининградской области:
— установить законодательно сроки выезда из страны проживания соотечественников, получивших свидетельства участников Государственной программы;
— свидетельство участника Государственной программы необходимо дополнить страницей «особые отметки»:
1) для внесения сведений о замене свидетельства, смене фамилии, об отказе членов семьи от участия в программе и т.д.
2) для отметок таможенных органов о ввозе личного имущества, автомобиля, в связи с тем, что таможенные льготы предоставляются однократно.
Российская Федерация является участником Конвенции Организации Объединенных Наций о статусе беженцев 1951 года и Протокола от 31 января 1967 года, касающегося статуса беженцев. Национальная система предоставления убежища, в том числе и в Российской Федерации предназначена для того, чтобы определить, кто из лиц, ищущих убежище, нуждается в международной защите. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории путем: предоставления политического убежища; признания беженцем; предоставления временного убежища.
Порядок признания беженцем на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах».
Лицо, ходатайствующее о признании беженцем, должно соответствовать следующим критериям:
1. Находиться вне государства своей гражданской принадлежности;
2. Иметь вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности по признакам: расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе; политических убеждений.
3. Из-за этих опасений не может или не желает пользоваться защитой своего государства.
При этом лицо, ходатайствующее о признании беженцем, должно привести убедительные причины, почему оно лично опасается стать жертвой преследования по перечисленным выше признакам.
В 2014 году с ходатайствами о предоставлении статуса беженца обратились 4 семьи в количестве 9 человек, из них 1 гражданка Узбекистана и 8 граждан Украины. Ввиду несоответствия вышеуказанным критериям, были приняты решения об отказе в удовлетворении поданных ходатайств.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской
Федерации», иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 № 690 утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке.
Временные правила определяют порядок предоставления гражданам Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине.
В 2014 году в УФМС России по Калининградской области с заявлениями о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации обратились 411 семей в количестве 814 человек. Из них – 2 гражданина Сирии, 1 гражданин Узбекистана, остальные граждане Украины. На 01 января 2015 предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации 808 гражданам Украины.
Среди граждан Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища, ведется разъяснительная работа по основным положениям миграционного законодательства, формах и преимуществах легализации на территории Российской Федерации. На Интернет-сайте и информационных стендах Управления размещены Памятки для граждан Украины. Памятка о возможности получения социальной помощи и иных государственных услуг жителям Украины, прибывшим на территорию области, размещена также на сайте Министерства социальной политики Калининградской области.
Проведение консультаций, прием документов от граждан, их обработка, подготовка проектов решений, выдача свидетельств о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, осуществляется специалистами отдела по вопросам трудовой миграции, беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Калининградской области. Решения о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации принимаются в течение 3-х рабочих дней.
Заявители документируются Свидетельствами о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которые выдаются после медицинского освидетельствования граждан Украины, ищущих убежище на территории Российской Федерации. Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с Временным порядком
проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.07.2014 № 389н. На 01 января 2015 года выдано 560 Свидетельств.
В октябре-декабре 2014 года в УФМС России по Калининградской области с заявлениями о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации обратились 180 семей в количестве 350 человек, прибывших из Республики Украина. Именно в эти месяцы возникла тенденция к уменьшению числа желающих принять участие в Государственной программе, в связи с тем, что соотечественники планируют в дальнейшем вернуться в Украину. Более того, получая свидетельства участника Госпрограммы, граждане Украины зачастую заявляют о нежелании получения гражданства Российской Федерации, так как намерены вернуться в свою страну после прекращения конфликта.
Уполномоченным органом по организации временного социально-бытового обустройства, указанной категории лиц, определено Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области.
По-прежнему не решена также проблема реализации прав мигрантов, возникшая в связи с изменением порядка пересечения государственной границы Российской Федерации после вступления Литовской Республики и Республики Польша в Европейский Союз. С тех пор имеются трудности в оформлении документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, если срок действия данного документа истек или документ утерян. Заявителю приходится выезжать за получением нового документа в государство, где он раньше проживал, либо в посольство данной страны на территории Российской Федерации.
Отсюда вытекают основные проблемы: при отсутствии соответствующих действительных документов иностранные граждане не могут выехать железнодорожным транспортом, из-за высокой стоимости авиабилетов они не могут воспользоваться услугами авиакомпаний.
Важную роль в реализации прав граждан играет организация работы УФМС России по Калининградской области по паспортизации населения.
Предоставление данной государственной услуги осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ на
территории РФ, утвержденным приказом ФМС России от 30.11.2012 №391.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами четко определены основания к отказу в выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации: отсутствие у лица гражданства РФ; не достижение гражданином возраста, предусмотренного для выдачи (замены) паспорта; несоответствие размера и количества личных фотографий. Необоснованных отказов в предоставлении государственной услуги, структурными подразделениями УФМС России по Калининградской области не допущено.
В 2014 году УФМС России по Калининградской области отказано в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации 2 гражданам по причине отсутствия гражданства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено.
В 2014 году отказано в оформлении заграничного паспорта 680 заявителям, из них:
— на основании ч.1 ст.15 Федерального закона (при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне) – 16 заявителям отказано;
— на основании ч.2 ст.15 Федерального закона (призваны на военную службу или направлены на альтернативную гражданскую службу) – 3 заявителям отказано;
— на основании ч.3 ст.15 Федерального закона (являются подозреваемыми либо привлечены в качестве обвиняемого) – 89 заявителям отказано;
— на основании ч.4 ст.15 Федерального закона (осуждены за совершение преступления) – 59 заявителям отказано,
— на основании ч.5 ст.15 Федерального закона (уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом) – 122 заявителям отказано;
— на основании ч. 6 ст.15 Федерального закона (сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы) – 391 заявителям отказано.
Процедура закрытия въезда осуществляется только в отношении иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство Российской Федерации.
В 2014 году УФМС России по Калининградской области к административной ответственности за незаконное осуществление
иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации привлечено 1 184 иностранных гражданина. Вынесено решений о наложении административных штрафов на сумму 2 949 100 рублей, из них 35 решений с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного перемещения через государственную границу. Постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных сотрудниками УФМС России по Калининградской области в соответствии со ст. 18.10 КоАП РФ, в судебном порядке не обжаловались.
Проблемой, связанной с миграционными процессами, является состояние здоровья въезжающих в Калининградскую область граждан.
Особой проблемой, оказывающей влияние на эпидемическую ситуацию в регионе, является пробел в законодательстве, позволяющий трудовым мигрантам, работающим по патенту, пребывать на территории Калининградской области, зачастую вместе с членами семьи, без прохождения медицинского освидетельствования. Фактически среди них могут быть носители инфекционных заболеваний. Данная проблема требует разрешения на законодательном уровне. 13 марта 2014 года Аппаратом Уполномоченного по правам человека совместно с Некоммерческим партнерством «Социальная Комиссия», Калининградским общественным фондом «Поддержки вынужденных переселенцев «Дом» был проведен круглый стол по теме: «Роль взаимодействия Уполномоченного по правам человека и общественных правозащитных организаций Калининградской области в успешной реализации региональной Программы «Соотечественники». В мероприятии приняли участие Президент Санкт-Петербургского Центра «Стратегия» Александр Сунгуров, председатель постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Калининградской областной Думы Александр Мусевич, заместитель областного министра по муниципальному развитию и внутренней политике Максим Коломиец, представители регионального министерства социальной политики и агентства по обеспечению занятости населения, прокуратуры, руководитель «Миграционного Центра», представители Министерства здравоохранения и Министерства образования, Агентства по обеспечению занятости населения Калининградской области, участники Программы. Отмечалось, что Калининградская область вошла в тройку российских регионов – лидеров по приему соотечественников из-за рубежа. Участники мероприятия обсудили вопросы реализации Государственной программы добровольного переселения соотечественников в Калининградской области. Обращалось внимание на проблему с предоставлением временного жилья нуждающимся новым потенциальным участникам программы. В ходе мероприятия говорилось о необходимости усиления взаимодействие
государственных и общественных организаций, так как речь идет о выполнении стратегических задач по увеличению населения страны и пополнению квалифицированных трудовых ресурсов». Участниками встречи был разработан документ по совместному решению проблем в реализации Программы «Соотечественники», направленный в компетентные органы.
В ежегодных и специальных докладах Уполномоченного по правам человека в Калининградской области неоднократно обращалось внимание на проблемы, связанные с необходимостью регистрации по месту жительства, пребывания.
Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 27) гарантирует каждому (гражданам и негражданам РФ), законно находящимся в Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства. Согласно ст.8 Закона «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации»48 регистрация по месту жительства и по месту пребывания хотя и является обязательной, носит уведомительный характер. С точки зрения Закона регистрация не является обстоятельством, порождающим права или обязанности, регистрация и ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Об этом говорится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 N 4-П49. Тем не менее, отсутствие регистрации по месту жительства вызывает немало трудностей для граждан, ее не имеющих.
Отсутствие регистрации по месту проживания вызывает следующие сложности: становится препятствием при оформлении на работу; при оформлении кредитов, в т.ч. ипотечных; при оформлении детей в детские дошкольные учреждения; при поступлении в вузы; при оформлении документов в ГИБДД; при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; при получении медицинской помощи; при совершении сделок с жильем, при реализации активного избирательного права.
В 2014 году проблема регистрации вновь возникла в практике деятельности Уполномоченного по правам человека в связи с рассмотрением Уставным Судом Калининградской области обращения гражданки Г.П.Полак о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета
городского округа «Город Калининград», утв. Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 16 ноября 2011 года №396.
По ходатайству Уставного Суда Калининградской области Уполномоченным были предоставлено следующее заключение по данному вопросу.
Оспариваемая гражданкой Полак Г.П. норма подпункта 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утв. Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 16 ноября 2011 года №396, предусматривает необходимость обращения граждан в суд с целью доказывания факта постоянного или преимущественного проживания их на территории города Калининграда при наличии отсутствия у них регистрации по месту жительства. Полагаю, что такая обязанность является для граждан, нуждающихся в предоставлении материальной помощи, следовательно, находящихся в трудной жизненной ситуации, слишком обременительной. Как правило, люди, нуждающиеся в предоставлении материальной помощи, являются пенсионерами, инвалидами, членами многодетных семей, относятся к другим социально незащищенным категориям населения, реализовать право на обращение в суд таким гражданам сложно в силу их физических и материальных возможностей.
Кроме того, факт отсутствия у таких людей регистрации по месту жительства в городе Калининграде, зачастую свидетельствует о наличии у них жилищных проблем.
Многие жители города Калининграда, нуждающиеся в предоставлении материальной помощи, не имея собственного жилья, а также жилья, предоставленного им до договору социального найма, а соответственно, регистрации по месту жительства, не пойдут в суд за доказыванием факта постоянного или преимущественного проживания на территории города Калининграда, тем самым лишатся права на получение материальной помощи.
Таким образом, граждане, имеющие жилье и регистрацию в нем, находятся в привилегированном положении по сравнению с теми гражданами, которые имеют трудности с решением жилищных проблем, а в связи с этим получают еще и сложности с доказыванием факта проживания на территории Калининграда.
Уполномоченный выразил мнение, что оспариваемая гражданкой Полак Г.П. норма подпункта 3 пункта 4.4. Положения «Об оказании единовременной материальной помощи за счет средств бюджета городского округа «Город Калининград», утв. Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 16 ноября 2011 года №396 устанавливает дополнительные требования к документам, которые представляют граждане для получения материальной помощи, что
сужает круг лиц, имеющих право на получение такой помощи, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства прав и возможностей жителей города Калининграда, препятствует достижению целей, установленных Конституцией Российской Федерации, Уставом Калининградской области.
По мнению Уполномоченного по правам человека, факт постоянного или преимущественного проживания граждан на территории города Калининграда как основания выдачи им материальной помощи, может быть установлен не только судом, но и самостоятельно органом местного самоуправления на основании представленных заявителем документов, исходя из непрерывности, длительности их пребывания на территории города Калининграда и других обстоятельств.
Следует отметить, что проблемы, связанные с отсутствием регистрации граждан, были озвучены на заседания Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 14 октября 2014 года.
По итогам встречи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан перечень поручений.
В частности, Правительству Российской Федерации совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поручено рассмотреть вопрос о возможности регистрации граждан Российской Федерации по месту их пребывания в нежилых помещениях, в том числе по месту регистрации работодателя или по адресу территориального органа Федеральной миграционной службы.
(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852, http://kaliningradfirst.ru/198856, http://kaliningradfirst.ru/198861, http://kaliningradfirst.ru/198883, http://kaliningradfirst.ru/198887, http://kaliningradfirst.ru/198890)