Россия. Калининград. 15 ноября 2015 года. . В Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.
О соблюдении права на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации)
В ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Здоровье граждан — основа национального богатства страны. Основным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»24, в котором дается понятие «здоровье» — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
В Российской Федерации в 2014 году была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»25. В Калининградской области принята Целевая Программа Калининградской области «Развитие здравоохранения Калининградской области на период 2013-2017 годов».26 Указанные системные документы определяют конкретные цели, задачи и пути развития здравоохранения.
Повышение качества и доступности медицинской помощи — приоритетное направление государственной политики в сфере здравоохранения. Согласно заключению экспертной группы Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ), качество медицинской помощи — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации персонала, то есть способности снижать риск прогрессирования заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от взаимодействия с системой здравоохранения.
Из этого определения следует, что качество определяется не врачом, а пациентом и его удовлетворением от взаимодействия с системой здравоохранения, от контакта с персоналом лечебно-профилактического учреждения. Неудовлетворенность пациента работой руководства или персонала лечебно-профилактических учреждений зачастую является причиной обращения граждан в контрольно-надзорные инстанции с целью обратить внимание на допущенные нарушения и инициировать работу по их искоренению.
Каждый человек, обращаясь за медицинской помощью, рассчитывает на профессионализм врачей, наличие современных средств диагностики и лечения, однако анализ поступающих к Уполномоченному по правам человека обращений свидетельствует о значительной доле граждан, не удовлетворенных качеством оказываемой медицинской помощи.
В последние годы растет количество обращений по вопросам здравоохранения и медицинского обслуживания в адрес Уполномоченного по правам человека. В 2014 году рассмотрено 219 таких обращений – 13% от общего количества обращений, в 2013 году было рассмотрено 197 обращений данной тематики, 12% от общего количества, в 2012 году — 143 обращения – 8%, в 2011 году — 130 обращений – около 8%, в 2010 году— 102 обращения — около 7 %, в 2009 году — 45 жалоб — 3 %, в 2008 году — 22 -2 %, в 2007-м — 32 -3 %, в 2006-м — 10 — менее 1 % от общего количества обращений.
Указанные обращения, как правило, направлялись Уполномоченным на рассмотрение в Министерство здравоохранения Калининградской области с ходатайством о принятии мер реагирования в защиту нарушенных прав заявителей. Следует отметить, что, как и прежде, на запросы Уполномоченного Министерство реагирует с нарушением сроков, для получения ответов приходится писать повторные запросы, несмотря на то что Министру здравоохранения Калининградской области в 2013 году прокуратурой Калининградской области выносилось представление об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и принятию мер к недопущению их впредь.
По информации Министерства здравоохранения Калининградской области, в последние годы Калининградская область демонстрирует динамику улучшения демографических показателей. По состоянию на 1 января 2015 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Калининградской области численность постоянного населения составила 968256 человек, среднегодовая численность постоянного населения области в 2014 году составила 962,8 тыс. человек, что выше уровня 2013 года на 5,2 тыс. человек.
Увеличение числа жителей области обусловлено существенным увеличением миграционного прироста и ростом рождаемости. Ожидаемая продолжительность жизни возросла с 2008 по 2014 год с 66,52 до 70,5 лет, рождаемость выросла за тот же период с 11,3 до 12,7 человек на 1000 человек, смертность сократилась с 15,3 до 13,3 человек на 1000 человек населения. Естественная убыль населения уменьшилась и составила в абсолютном выражении 600 человек в 2014 году. В 2008 году естественная убыль населения составляла 4 тысячи человек.
В 2014 году в Калининградской области показатель общей смертности населения составил 13,3 на 1000 населения, в абсолютных цифрах умерло 12833 чел. Показатель общей смертности населения выше уровня 2013 года (13,2 на 1000 чел., умерло 12512 чел.), выше, чем в РФ на 0,76%, ниже показателя в СЗФО на 2,2%. В течение последних 4 лет в структуре смертности первые места занимают болезни системы кровообращения, смертность от новообразований. Наиболее корректным измерителем уровня смертности и признанным индикатором качества жизни и здоровья населения является показатель ожидаемой продолжительности жизни. Показатель продолжительности жизни граждан Калининградской области постепенно увеличивается с 66,5 лет в 2008 году до 70,51 лет в 2014 году. Рост составил 6%.
Несмотря на достижения, достигнутые в области здравоохранения, многие жители Калининградской области не удовлетворены качеством оказания медицинских услуг. Граждане сообщали о проблемах доступности, качества медицинской помощи, лекарственного обеспечения, жаловались на недостаточность в медучреждениях специалистов, на ненадлежащую организацию медицинского обслуживания пациентов.
Наиболее острой в Калининградской области является проблема льготного обеспечения граждан лекарственными препаратами, о чем свидетельствуют жалобы жителей Калининградской области, а также массовый отказ пациентов от данной социальной услуги.
По информации Министерства здравоохранения области, за период с 2011 г. по 2014 г. уменьшилось количество льготополучателей на 4680 человек — на 15,5%.
Наиболее характерны следующие нарушения: формирование лечебно-профилактическими учреждениями заявок на лекарственное обеспечение без учета реальной потребности в лекарственных средствах; отсутствие лекарственных препаратов в аптечных учреждениях; ненадлежащий контроль за качеством лекарственных средств; отказ в выписке льготных рецептов в связи с их отсутствием в аптечных учреждениях и другие.
Рассмотрение жалоб и изучение в целом ситуации с лекарственным обеспечением граждан позволяют говорить об определенных системных проблемах законодательного, организационного и субъективного характера, являющихся причинами нарушения прав граждан. Существующая громоздкая система лекарственного обеспечения не отвечает требованиям времени и не реализует в полной мере права граждан на льготные лекарственные препараты.
К примеру, в адрес Уполномоченного по правам человека через онлайн-приемную и на личный прием обратился инвалид 2 группы гражданин Х., из Калининграда.
Заявитель сообщил, что в июне 2006 года перенес хирургическую операцию по удалению опухоли гипофиза, после которой пожизненно нуждается в заместительной терапии, которая заключается в приеме жизненно необходимых лекарственных препаратов кортеф и минирин (натива).
До недавнего времени указанные препараты предоставлялись гражданину Х. бесплатно в связи с инвалидностью как федеральному льготнику, однако с января 2014 года ему отказывали в выдаче лекарств, без приема которых он может погибнуть. Самостоятельно приобрести указанные лекарственные средства гражданин не может, так как в свободной продаже они отсутствуют.
На ходатайство Уполномоченного в защиту права на лекарственное обеспечение заявителя, из Министерства здравоохранения области получен ответ о том что необходимые гражданину Х. лекарственные препараты закуплены для нужд «федеральных» льготополучателей и имеются на складе ГКУ «Калининградская областная фармацевтическая компания». Гражданину Х. предложено обратиться за их выпиской в медицинскую организацию по месту прикрепления.
Руководителю поликлинического отделения «Городской больницы №1», к которой прикреплен для обслуживания гражданин Х,, было указано на недопустимость отказа в льготном лекарственном обеспечении лиц, имеющих право на получение социальной помощи на безвозмездной основе. К сожалению, существующая система лекарственного обеспечения позволяет оставить человека один на один с постигшей его бедой. Далеко не каждый может оплатить лечение, тем более дорогостоящее, из собственных средств. Представляется, что законодательство о лекарственном обеспечении нуждается в совершенствовании с тем чтобы стимулировать медицинских работников на конечный результат в виде выздоровления пациента.
В ежегодных докладах Уполномоченным по правам человека в Калининградской области обращалось внимание на проблему обеспечения гарантий бесплатного обеспечения детей лекарственными средствами.
Действующее законодательство гарантирует при амбулаторном лечении детей в возрасте до 3 лет и детей из многодетных семей в возрасте до 6 лет получение всех лекарственных средств бесплатно. Медицинские работники обязаны выдать родителям соответствующие рецепты.
Однако фактически во многих медицинских учреждениях города Калининграда и области такая практика отсутствует. Зачастую детям выписываются бесплатные лекарства лишь при наличии справки о том, что семья ребенка состоит на учете в органах социальной защиты.
Прокуратурой Калининградской области принимались меры к восстановлению нарушенных прав детей в возрасте до трех лет на получение мер социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами. По требованию прокурора 6 главных врачей медицинских учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности, на заседании бюджетной комиссии Правительства области принято решение о выделении 100 млн. рублей на приобретение лекарственных препаратов, в том числе для детей в возрасте до 3 лет.
Для совершенствования реализации программы льготного лекарственного обеспечения в регионе в 2012 году создана фармацевтическая организация в форме Государственного казенного учреждения «Калининградская областная фармацевтическая компания», в функции которой входит получение, хранение, распределение, контроль за рациональным использованием (назначением) лекарственных препаратов закупленных за счет средств федерального и областного бюджетов. В структуре медицинских организаций созданы аптеки и аптечные пункты, которые осуществляют отпуск лекарственных препаратов.
Однако ситуация с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан остается напряженной. Представляется, что одним из выходов из сложившейся ситуации может быть законодательное закрепление возможности возмещения гражданам материальных затрат на приобретение льготных лекарств за свой счет. Еще одной проблемой с лекарственным обеспечением является изменение законодательства о поставках лекарств для льготников, позволяющее выписывать им заменители лекарственных препаратов.
К примеру, в адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области поступило в феврале 2014 года от участника ВОВ, инвалида гражданина К.
Пациенту было назначено окулистом лекарственное средство, в выдаче которого в аптеке поликлиники было отказано, предложено другое лекарство, которое гр.К. не подходит.
Обращение гр.К. было направлено в адрес Министра здравоохранения Калининградской области с ходатайством о принятии мер в защиту прав заявителя.
Из Министерства получен ответ, что в соответствии с ФЗ от 5апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб» закупка лекарственных препаратов проводится через аукционы по международным непатентованным наименованиям. Препараты, содержащие одно и то же действующее вещество, могут быть закуплены в ходе аукциона под разными торговыми наименованиями. Вместе с тем эти препараты соответствуют предъявляемым требованиям к качеству, безопасности, техническим и функциональным характеристикам товара.
Такие лекарственные препараты могут взаимозаменяться без ущерба для состояния здоровья пациента, что определено правилами отпуска лекарственных средств. Гражданину К. предложено в случае индивидуальной непереносимости лекарственного препарата при возникновении нежелательных реакций на него оформить в поликлинике по месту прикрепления необходимую медицинскую документацию для направления ее в Управление Росздравнадзора по Калининградской области для включения в федеральный регистр.
Гражданину К., равно как и другим гражданам, обратившимся в аппарат Уполномоченного по правам человека с аналогичными проблемами, разъяснены их права. Однако, как сообщают заявители, как правило, являющиеся гражданами преклонного возраста, инвалидами, они предпочитают в таких ситуациях купить себе необходимое им для поддержания здоровья лекарство за свой счет, экономя на питании. Но люди не желают применять бесплатно тот медицинский препарат, который, как они уже знают по опыту, вредит их здоровью, с тем чтобы доказывать потом факт нежелательных реакций на него.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Калининградской области с конца 2012 года начали поступать обращения от жителей Калининградской области с заболеваниями инсулинозависимым сахарным диабетом с жалобами на неудовлетворительное обеспечение их лекарственными средствами и медицинскими изделиями, в том числе средствами самоконтроля.
Фактически в 2014 года тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в регионе обеспечивалась лишь детская категория пациентов из средств регионального бюджета, вне зависимости от статуса «регионального» или «федерального» льготополучателя. Взрослых больных, страдающих сахарным диабетом, в массовом порядке перестали обеспечивать тест-полосками для индивидуальных приборов глюкометров.
В частности, в адрес Уполномоченного с письменным обращением по вопросу обеспечения тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови в мае 2014 года обратилась гр. Б., проживающая в Калининграде, инвалид 3 группы, страдающая сахарным диабетом 1 типа. Б. сообщила, что до сентября 2013 года по рецептам врача получала необходимый перечень медицинских лекарств и медицинских изделий, необходимых для лечения и диагностики сахарного диабета. С сентября 2013 года заявительнице было отказано в выписке рецептов на средства диагностики – тест-полоски.
На обращение Б. из Министерства здравоохранения Российской Федерации были получены ответы, из которых следует, что согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена функция по оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, а также утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Согласно Приложению N 1 к вышеназванному Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 в «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» включен сахарный диабет включен в перечень категорий заболеваний. Регламентировано, что при амбулаторном лечении диабета все лекарственные средства, в том числе инсулин, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врача бесплатно.
Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России было рекомендовано Минздраву Калининградской области принять меры по обеспечению гр. Б. медицинскими изделиями согласно медицинским показаниям. Однако Министерством здравоохранения Калининградской области меры по обеспечению заявительницы тест-полосками не были приняты, рекомендовано измерять уровень глюкозы в крови в поликлинических условиях.
Обращение гр.Б было направлено Уполномоченным на рассмотрение прокурору Калининградской области, в Росздравнадзор по Калининградской области с ходатайством о принятии мер реагирования в защиту ее права на медицинское обслуживание. Из Росздравнадзора по Калининградской области получен ответ, в котором сообщалось, что факты, изложенные в обращении, подтверждены полностью. Согласно заключению эндокринолога «Городской больницы № 1 от 19.05.2014 г. гр.Б. находится на интенсивной инсулинотерапии.
Для достижения и поддерживания целевых показателей глюкозы в крови необходимо ежедневное проведение самоконтроля 3-4 раза в сутки, что несопоставимо с предложением главного врача «Городской больницы № 1» проводить измерение уровня глюкозы в крови в поликлиническом отделении больницы, при режиме работы: понедельник — пятница с 8-00 ч. до 14-00. По итогам проверок Министерству здравоохранения Калининградской области и «Городской больнице № 1» выданы предписания. Из прокуратуры Калининградской области в адрес Уполномоченного получен ответ, в котором также сообщалось, что права заявительницы нарушены.
Прокурорская проверка, проведенная по ходатайству Уполномоченного показала, что вопреки указанным требованиям федерального законодательства «Городская больница № 1» с сентября 2013 года отказывает гр.Б. в выдаче рецептов на получение тест-полосок для определения содержания уровня глюкозы в крови. По данному факту 16.06.2014 прокурором Центрального района г. Калининграда внесено представление главному врачу «Городской больницы № 1». Однако предписания Росздравнадзора, прокуратуры Калининградской области были Министерством здравоохранения проигнорированы.
В 2015 году органы прокуратуры были вынуждены отстаивать права пациентки в суде. В сентябре 2014 года в адрес Уполномоченного по правам человека обратилась гражданка Ш. из Гвардейска, страдающая сахарным диабетом. Ш. сообщила, что с января 2014 года ей отказывают в выписке рецептов на средства диагностики – тест-полоски. На обращения Ш. в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также в Территориальный орган Росздравнадзора по Калининградской области были получены ответы, из которых следует, что заявительница
имеет право на обеспечение необходимыми медицинскими изделиями. Однако, «Гвардейской центральной районной больницей» ей отказано в выписке бесплатных рецептов на получение медицинских изделий – тест-полосок для определения глюкозы в крови. Росздравнадзором по Калининградской области Министерству здравоохранения Калининградской выдано предписание об устранении нарушений в срок до 21 октября 2014 года. Однако Министерством меры по обеспечению Ш. и других заявителей тест-полосками не были приняты, рекомендовано измерять уровень глюкозы в крови в поликлинических условиях, что является для пациентов неприемлемым.
Уполномоченный по правам человека обратился в защиту прав Ш. в Министерство здравоохранения Калининградской области, откуда получен ответ о том, что нарушения, выявленные при проведении внеплановой документарной проверки, проведенной Управлением Росздравнадзора по Калининградской области, устранены, заявительница обеспечена глюкометром «Контур ТС» и 2 упаковками тест-полосок к данному типу глюкометра. Однако заявительница глюкометр не просила, он у нее уже есть, а просила тест-полоски, которые должны быть выданы ей в количестве 1440 за год. Фактически за год она получила всего 50 текст-полосок.
В настоящее время гражданка Ш. также вынуждена отстаивать свои права в суде.
В сентябре 2014 года в адрес Уполномоченного по правам человека поступило также обращение от гражданки З. из Калининграда, инвалида, страдающего инсулинозависимым сахарным диабетом по вопросу отказа ей в обеспечении тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови. Заявительнице З. 35 лет, больна диабетом 1 типа, в связи с чем ампутирована правая нога, нуждается в инъекциях инсулина ежедневно по 5 раз в день, перед каждой инъекцией необходимо измерить уровень глюкозы в крови, однако с апреля 2014 года ей отказывают в выдаче тест-полосок к глюкометру.
На ходатайство Уполномоченного о восстановлении прав гражданки З. уже в 2015 году получен ответ о том что на складе «Калининградской областной фармацевтической компании» имеются указанные медицинские изделия, которые были закуплены по заявкам медицинских организаций для оказания социальной помощи федеральным и региональным льготополучателям. Заявительнице предложено обратиться за выпиской рецепта и отпуском тест-полоск в медицинскую организацию по месту прикрепления в любое удобное время.
Таким образом, по трем аналогичным обращениям Министерством здравоохранения приняты три разных решения. В первом случае заявительница в целях реализации своих прав пациента дошла до Калининградского областного суда, во втором случае полоски были выданы, но в ограниченном количестве, в третьем случае Минздрав согласился с тем что заявительница имеет право на получение тест-полосок к глюкометру.
Следует отметить, что Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 582 утвержден стандарт медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом. Приказом была установлена норма выдачи теста для определения глюкозы в крови к глюкометру в количестве 730 штук.
В 2014 году гражданин Маликов Н.К.из Омска обратился в Верховный Суд Российской Федерации за оспариванием указанного Приказа, так как 730 тест-полосок недостаточно для назначенного ему лечения.
Верховным Судом Российской Федерации было принято Решение от 9 апреля 2014 года N АКПИ14-152, которым признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 582 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с инсулинзависимым сахарным диабетом».
В то же время, Министерство здравоохранения Калининградской области в своих ответах гражданам и должностным лицам продолжает ссылаться на недействующие Стандарты.
К сожалению, Министерство здравоохранения Калининградской области не желает понять, что главная проблема сахарного диабета состоит в том, что болезнь полностью меняет образ жизни человека, его социальный статус, несет прямой урон демографии. Именно поэтому, несмотря на проблемы с финансированием в здравоохранении, государство находило возможность выделять средства на эффективные медицинские программы по борьбе с этим недугом.
По данным ВОЗ измерения уровня сахара в крови необходимо проводить перед каждым основным приемом пищи, т.е. как минимум, 3 раза в день, соответственно на год требуется не менее 1095 полосок. Федеральными стандартами была установлена меньшая норма, но она устраивала основную категорию взрослых больных, позволяла на себе ощущать заботу государства и чувствовать себя полноценными гражданами общества. Теперь больные вынуждены покупать тест-полоски к индивидуальным приборам для самоконтроля за свой счет. Беременных женщин с диабетом необходимо в обязательном порядке обеспечивать инсулиновыми помпами и выдавать им минимум по 500 тест-полосок в месяц, так как гормоны при беременности мешают действию инсулина, в связи с чем дозы инсулина многократно возрастают на протяжении всего срока беременности, уровень сахара в крови не должен выходить за показатели нормы, иначе это ведет к прямому риску для жизни матери и ребенка, поэтому требуется проводить до 20 измерений в сутки.
Представители Минздрава предлагают решить проблему путем создания дополнительных кабинетов в поликлиниках учреждений здравоохранения области, обязать фельдшеров ФАПов осуществлять измерения уровня сахара в крови при обращении больных. Очевидно, что создание дополнительных кабинетов в поликлиниках учреждений здравоохранения области для осуществления измерения уровня сахара в крови вместо выдачи им тест-полосок для самостоятельного измерения уровня глюкозы в крови, является недостаточным для больных диабетом. Граждане, больные сахарным диабетом, должны быть обеспечены в необходимом количестве средствами самоконтроля, в первую очередь для личного пользования.
Гражданам, в т.ч. больным сахарным диабетом, государством должно быть не только законодательно, но и фактически гарантировано право на оказание бесплатной медицинской помощи (как первичной медико-санитарной, так и специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи); на профилактику тяжелых осложнений сахарного диабета; на доступность схем ведения и лечения диабета, включая право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и средствами самоконтроля; на обучение основам компенсации диабета; право выбора организации и формы медико-социального обслуживания и др.
В целях снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения при сахарном диабете мною предложено подготовить и направить в Правительство РФ обращение о необходимости внесения поправок в Приказы Минздрава Российской Федерации, направленных на соблюдение прав больных сахарным диабетом. Министерству здравоохранения Калининградской области предложено разработать соответствующие региональные стандарты, целевую программу «Предупреждение и борьба с осложнениями социально значимого заболевания — сахарный диабет».
Считаю, что разработка и принятие такой Программы приведет к снижению уровня заболеваемости, инвалидности и смертности, увеличению средней продолжительности и улучшению качества жизни больных, страдающих сахарным диабетом, к сохранению их трудового потенциала.
По информации Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, в 2014 году эпидемиологическая ситуация по инфекционной
заболеваемости была стабильной. Зарегистрировано 169262 случая инфекционных и паразитарных заболеваний, что меньше в сравнении с 2013 годом на 21%. В структуре заболеваемости грипп и ОРВИ составили 84,9%.
По большинству нозологий отмечалось снижение или стабилизация показателей на относительно низком уровне.
Наиболее существенное снижение заболеваемости сальмонеллезом (на 35%), острым вирусным гепатитом В (на 5%), норовирусной инфекцией (на 16%), хроническим вирусным гепатитом В (на 35%), хроническим вирусным гепатитом С (на 15%), сифилисом (на 38%), чесоткой (в 2,24 раза), туберкулезом (на 13%), в том числе бациллярными формами (на 33%).
На уровне 2013 года заболеваемость по сумме острых кишечных инфекций, дизентерии, острым вирусным гепатитом С, менингококковой инфекции, клещевому энцефалиту, ВИЧ-инфекции.
Отмечается рост числа заболевших острыми кишечными инфекциями неустановленной этиологии (на 11%), энтеровирусной инфекцией (в 2,1 раза), в том числе энтеровирусным менингитом (на 65%), генерализованными формами менингококковой инфекции (на 27%), острым вирусным гепатитом А (с 12 до 32 случаев), коклюшем ( с 22 до 35 случаев), скарлатиной (со 102 до 243 случаев), ветряной оспой (с 6452 до 8645 случаев).
К примеру, в детском дошкольном учреждении г. Советска 22 ребенка, отведавших рыбное суфле, заболели сальмонеллезом в связи с нарушением технологии приготовления и санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд на пищеблоке детского учреждения.
По информации Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, регион продолжает оставаться в числе наиболее пораженных ВИЧ-инфекцией территорий Российской Федерации, несмотря на тенденцию по стабилизации заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В 2014 году зарегистрировано 415 случаев ВИЧ-инфекции среди населения области (43,1 на 100 тысяч населения), в 2013 году 426 случаев (44,2 на 100 тысяч населения).
За весь период эпидемии в области зарегистрировано 8971 живущих с ВИЧ-инфекцией (931,4 на 100 тысяч населения). Основной причиной заражения является половой путь передачи инфекции (74,8%). Негативным аспектом является высокий уровень сочетанных форм ВИЧ-инфекции и туберкулеза. Показатель распространенности активного туберкулеза в сочетании с ВИЧ-инфекцией составляет 157,9 на 100 тысяч населения (1521 случай).
По информации Минздрава области, среди детей до 17 лет за весь период эпидемии зарегистрировано 360 случаев с ВИЧ-инфекцией (в 2014 году выявлено 8 человек). Фактически на 1.01.2015 года в области числятся проживающими 5599 ВИЧ-инфицированных граждан, 406 из них находятся в местах лишения свободы (7,3%), 265 лиц БОМЖ (4,7%), 258 человек — из других субъектов РФ (4,6%). Местонахождение 445 человек, ранее зарегистрированных с ВИЧ-инфекцией на территории области, неизвестно, по адресному бюро они на территории области не числятся (7,9%). За весь период эпидемии умерли 3527 ВИЧ-инфицированных граждан (39,3% от числа выявленных), в т.ч. от СПИДа — 528 человек (15%), от инфекции ВИЧ+туберкулез — 812 человек (23%), 2187 человек умерли от других причин (соматические заболевания, отравления, передозировка наркотическими веществами, суициды, травмы и др.). За последние пять лет в области число вновь выявляемых лиц, живущих с ВИЧ, стабилизировалось, с 2013 года уровень заболеваемости в области находится на уровне ниже среднереспубликанских показателей.
Среди заболевших с 1996 года в области преобладало заражение ВИЧ через употребление наркотиков инфицированным инструментарием, в 2003 году соотношение парентерального (наркотического) и полового путей передачи сравнялись, в последние годы наблюдается доминирование полового пути передачи, как среди мужчин, так и среди женщин (в 2014 году на половой путь передачи приходилось 74,8% всех случаев инфицирования вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Передача при использовании наркотических препаратов в немедицинских целях составила в 2014 году — 22,8%, что на 14% больше, чем в 2013 году.
Перинатальный путь передачи (от ВИЧ-инфицированной матери ребенку) за весь период эпидемии составил 1% от всех путей передачи (инфицировались 84 ребенка), в 2014 году выявлено 7 ВИЧ-инфицированных детей, путь передачи у которых реализовался перинатально. Один случай заболевания за весь период эпидемии связан с получением медицинских услуг в медицинском учреждении. Инфицирование произошло при переливании крови.
Максимальное число выявленных ВИЧ-инфицированных в 2014 году имело место в группе лиц, обследованных по клиническим показаниям — 35,7%, обследованных в группе прочих контингентов — 23,6%, обследованных по эпидемиологическим показаниям — 11,6% , обследованных среди наркопотребителей — 8%. По интенсивности (частоте выявления) носителей вируса иммунодефицита человека максимальная частота выявления имела место среди лиц с гомосексуальной ориентацией — 17,6%, обследуемых при эпидрасследовании — 9%, больных наркоманией — 4,3%. Среднеобластной показатель обследования всех контингентов — 0,31%.
В целом число обследуемых граждан Калининградской области на носительство антител к ВИЧ (ВИЧ-инфекцию) в 2014 году увеличилось на 3634 человека по сравнению с 2013 годом. В связи с увеличением количества трудовых мигрантов в последние годы число обследуемых и инфицированных ВИЧ- инфекцией мигрантов: в 2012 году — 16969 чел. (выявлено 22 носителя ВИЧ), в 2013 году — 18084 чел. (выявлено 33 носителя ВИЧ), 2014 году — 29138 чел. (выявлено 32 носителя ВИЧ). Вместе с тем, процент выявляемости ВИЧ среди иностранных граждан в 3 раза меньше, чем среди жителей Калининградской области.
Статистика заболеваемости населения болезнями, передающимися преимущественно половым путем, свидетельствует о единых рисках инфицирования как инфекциями, передающимися преимущественно половым путем (ИППП), так и ВИЧ-инфекцией В частности, заболеваемость сифилисом идет параллельно с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией на протяжении последних лет и свидетельствует о низком уровне общей культуры и нравственности у значительной части населения, что и способствует передаче не только сифилиса и других ИППП, но и ВИЧ. Вторым ведущим путем передачи при ВИЧ-инфекции является инфицирование при использовании инъекционных наркотиков. Уровень наркопотребления в области продолжает оставаться достаточно интенсивным. По данным наркологической службы в области в 2014 году под наблюдением находилось 1553 инъекционных наркопотребителей, из них 39,4% являются ВИЧ-инфицированными.
Оценивая динамику заболеваемости ВИЧ-инфекцией в последние годы, особую значимость приобретает перинатальный путь передачи ВИЧ в период беременности и в родах (7 случаев выявленной ВИЧ-инфекции в 2014 году). Причем, это относится к ВИЧ- инфицированным беременным женщинам, которые проигнорировали проведение курса химиопрофилактики в период беременности или у которых ВИЧ-инфекция была выявлена в родах. Случаев рождения ВИЧ- инфицированных детей, матери которых проходили химиопрофилактику в период беременности в последние годы не регистрируется, что свидетельствует о высокой эффективности проводимых профилактических мер.
В целях профилактики передачи вируса ВИЧ от матери ребенку АРВ препараты получили 94 из 96 беременных женщин, завершивших беременность родами. Из них полный трехэтапный курс профилактики прошли 85 пар мать-дитя (88,5%). Сохраняются риски заражения ребенка при перинатальном контакте и послеродовом периоде. 3 женщинам профилактика проведена только в родах по экстренной схеме, при этом риск вероятной передачи ВИЧ-инфекции возрастает до 90%.
По информации Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, в 2014 году зарегистрировано 98 случаев туберкулеза у ВИЧ-инфицированных, преимущественно у мужчин трудоспособного возраста. 14,1% ВИЧ-инфицированных не проходили флюорографическое обследование 3 и более лет.
В рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на 31.12.2014 года 135524 человек (14,1%населения области) обследовано на ВИЧ-инфекцию. Лечение антиретровирусными (АРВ) препаратами получали 2008 ВИЧ-инфицированных или 67,6% нуждающихся, что связано с низкой мотивацией на лечение, сопутствующими зависимостями (алкогольной, наркотической).
Диспансерным наблюдением охвачено 94,1% ВИЧ-инфицированных.
9 апреля 2014 года в Калининграде при участии сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека состоялась конференция «Принимая вызов: развитие услуг по сдерживанию распространения ВИЧ и туберкулеза среди потребителей инъекционных наркотиков в Калининградской области». Участники проекта проинформировали участников конференции о результатах проекта, который проводился с 1 февраля 2012 года по 1 апреля 2014 года. В проекте принимали участие члены международных сообществ из стран Европы: России, Германии, Польши и Литвы. В ходе конференции звучали доклады на актуальные для Калининградской области темы, связанные с эпидемией ВИЧ. Важным шагом к снижению заболеваемости ВИЧ стало открытие «Низкопорогового пункта помощи людям, употребляющим инъекционные наркотики», в котором проводится информационная работа, скрининговые исследования и психологическая помощь таким людям и их родственникам. Главным выводом проделанной работы стало понимание необходимости продолжения сотрудничества со странами Европы, применение их опыта, продолжение работы по профилактике и поддержке ВИЧ-инфоцированных и их родственников, информирование населения Калининградской области о сложившейся ситуации и повышение ответственности за свое здоровье и здоровье других людей в связи с эпидемией ВИЧ.
В 2014 году представители общественных организаций выражали обеспокоенность дефицитом АРВ-препаратов в Калининградской области.
Тревогу общественников вызвал переход в 2014 году на контрактную систему закупок лекарственных средств. Возникли сложности с закупкой лекарств в связи с отменой аукционов, особенно на детские формы препаратов, разбивка комбинированных препаратов на монокомпоненты, закупкой дешевых некачественных препаратов, завышением цен на аукционах.
В июне 2014 г. представителями общественного движения «Пациентский контроль» и организации КРОО «Статус плюс» был инициирован и проведен круглый стол с участием аппарата Уполномоченного по правам человека на тему предотвращения срыва закупок АРВ-препаратов и последствий в результате провала аукционов. Представители Минздрава и руководителя Центра СПИД озвучили мнение о том что в связи с децентрализацией закупок лекарственных средств проблем только прибавилось, в первую очередь это касается качества и цен закупаемых препаратов. Озабоченность вызывает проблема с финансированием лечения ВИЧ- инфицированных в Калининградской области. Федеральное финансирование ежегодно ощутимо снижается, из регионального бюджета в 2014 году не выделено средств на эту статью расходов. При этом количество граждан,принимающим АРВ – терапию, растет. В ходе обсуждения проблем защиты прав ВИЧ-инфицированных граждан общественные организации заявили, что при разработке проекта региональной программы профилактики ВИЧ-инфекции, на которую были выделены финансовые средства из федерального бюджета, не были учтены профессиональные наработки и мнения общественников, имеющих многолетнюю эффективную практику деятельности в сфере профилактики ВИЧ-инфекции в Калининградской области. Пациентскими организациями были направлены письма в Прокуратуру РФ, Минздрав РФ, Росздравнадзор РФ, в Минздрав и Губернатору Калининградской области с информацией о предстоящих последствиях данной проблемы. В результате проведенной проверки Росздравнадзора было выявлено несколько нарушений и предписано их устранить, что не было сделано. 16 октября 2014 года в г. Калининграде был проведен санкционированный уличный пикет по причине перебоев в обеспечении жизненно необходимыми препаратами людей, живущих с ВИЧ и необоснованных смен схем лечения в г. Калининграде.
Участники пикета жаловались на отсутствие важного для них препарата в поликлиниках, им предложили другой препарат на замену, который вызывает сильные побочные эффекты. Из-за изменения курса лечения кто-то потерял работу, так как побочные эффекты не позволяли качественно ее выполнять.
По мнению медиков, проблем с лекарствами нет, так как смена препарата не означает перебоев в лекарствами, это просто применение взаимозаменяемых препаратов, ухудшение самочувствия пациентов нигде не зафиксировано. ВИЧ-инфицированные граждане в то же время сообщают, что зафиксировать отрицательную реакцию на препарат нереально, та как никто из медиков это не делает. Практически доказать,
что людям становится хуже после смены терапии, сложно или невозможно.
В аппарат Уполномоченного по правам человека на личный прием анонимно обратились родственники ВИЧ-инфицированных граждан, которые сообщили, что их родные находятся на лечении в Инфекционной больнице в связи с тяжелыми осложнениями, возникшими в связи с изменением схемы лечения. Писать письменные обращения в компетентные органы люди не желают, так как их жизнь и здоровье находятся в прямой зависимости от медиков, боятся испортить с ними отношения, опасаются, что если выскажут претензии, то им назначат плохой курс лечения или просто не хотят «подставлять» своих врачей, понимая, что не их вина в сложившейся ситуации, а отвечать придется им. 16 декабря 2014 года в Калининградском Центре по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями вновь прошел круглый стол с участием руководителей Центра СПИД, представителей общественных организаций «Статус плюс», «Коалиция по готовности к лечению», движения «Пациентский контроль», «ЮЛА», «Центр социальной помощи «Рассвет», «Каритас – Запад», «Наследие». Общественники сообщили, что в Калининградской области сложилась критическая ситуация с лечением ВИЧ – инфицированных и обеспечением пациентов антиретровирусными препаратами, которые направлены на улучшение состояния здоровья и предупреждение передачи вируса окружающим, так как препараты не закуплены в полном объеме. Причинами данной проблемы, по мнению общественников, послужили: — Дефицит выделяемого бюджета на закупку АРВ – препаратов. Федеральное финансирование урезано в 2014 году, региональный бюджет средств не выделяет. - Передача функций на закупку АРВ – препаратов (децентрализация) в регион, который не был готов; — Отсутствие профессионального планирования и неэффективное расходование имеющихся средств. Общественники недовольны также тем, что в программе профилактики ВИЧ-инфекции не учтены профессиональные наработки и мнения НКО, имеющих многолетнюю эффективную практику деятельности в сфере профилактики ВИЧ-инфекции в Калининградской области. При обсуждении мероприятий активисты и социальные работники посетовали, что в условиях отсутствия ряда жизненно важных препаратов, частой сменой схем лечения удержать человека на лечении очень тяжело, а иногда практически невозможно. Полагаю, что несвоевременное назначение АРВ-терапии, прекращение или приостановка лечения у пациентов с ВИЧ-инфекцией может привести к дальнейшему распространению и росту эпидемии ВИЧ в России и регионе в частности, прогрессированию заболевания, развитию резистентных форм вируса, увеличению смертности, в том числе от сопутствующих заболеваний (туберкулез, гепатит и др.). В настоящее время разработан проект Государственной стратегии противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), который опубликован, вынесен на общественное обсуждение. Генеральной целью стратегии является «снижение риска заражения ВИЧ-инфекцией для населения Российской Федерации и, соответственно, устойчивое снижение прироста новых случаев инфицирования, поддержание здоровья и увеличение продолжительности и качества жизни ВИЧ-инфицированных граждан, а также снижение социально-экономического ущерба, наносимого обществу и государству». Достигнуть этого предлагается на основе «сбалансированного и обоснованного сочетания мер» по всеобщему доступу населения к эффективным профилактическим мерам, препятствующим распространению ВИЧ, обеспечению ВИЧ-инфицированных граждан равным доступом к первичной и специализированной медицинской помощи, уходу и поддержке, а также обеспечению универсальных мер профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку и заражения ВИЧ-инфекцией при оказании медицинской помощи. Среди конкретных целей стратегии – максимальный охват антиретровирусной терапией ВИЧ-инфицированных больных.
По информации Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, в течение последних трех лет в регионе сохраняется тенденция к снижению заболеваемости, смертности и распространенности туберкулеза: отмечено снижение заболеваемости на 13%. Зарегистрировано 546 случаев, 55,7% составили бациллярные формы. Выявлено 40 случаев туберкулеза у детей, как и в 2013 году. Превышение среднеобластных показателей заболеваемости туберкулёзом отмечалось на 13 территориях муниципальных образований. Наиболее высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в Правдинском районе (103,2), Черняховском (88,2), Славском (86,9) муниципальных районах, Гурьевском городском округе (76,1), Краснознаменском муниципальном районе (71,4), Ладушкинском городском округе (151,1).
Важным направлением защиты права на медицинскую помощь и охрану здоровья семьи является принятие эффективных мер в сфере охраны репродуктивного здоровья населения.
В Калининградской области остается достаточно высокой заболеваемость болезнями репродуктивной сферы, однако, по сравнению с 2013 годом в 2014 году отмечено снижение общей заболеваемости на 10,5%. Обратная ситуация сложилась в группе 15-17 летних подростков. В данной возрастной группе в 2014 году заболеваемость болезнями репродуктивной сферы увеличилась на 10%. Это в свою очередь является одной из причин, влияющей на показатель смертности детей первого года жизни. В 2014 году, как и в предыдущие годы, на первом месте структуры причин смерти новорожденных — болезни перинатального периода и врожденные пороки развития, связанные с состоянием здоровья беременных женщин. Число преждевременных родов, связанных с уровнем заболеваемости девочек — подростков соматической патологией, нарушением менструального цикла, в 2014 году увеличилось до 772 родов против 702 в 2013 году, или на 9,7%. При анализе случаев смерти детей первого года жизни, обращает на себя внимание значительное число абортов у каждой женщины перед предстоящей беременностью. Каждое прерывание беременности приводит к воспалительным заболеваниям репродуктивной сферы и негативно сказывается на течении последующих беременностей, приводит к нарушениям в развитии плода и преждевременным родам. Отрадно, что количество абортов из года в год снижается. В 2011 году было произведено 6586 абортов, в том числе по желанию женщины 5161 абортов, в 2012 году — 6833/4511, в 2013 году — 6547/4116, в 2014 году — 5636 абортов, в том числе по желанию женщины 3427 абортов. Несмотря на значительное снижение числа абортов за последние пять лет, в Калининградской области осуществляется целенаправленная работа по снижению числа абортов у женщин, в том числе, абортов у первобеременных женщин и несовершеннолетних.
Полагаю целесообразным также рассмотреть предложение общественности об исключении абортов из системы обязательного медицинского страхования.
В то же время система государственной помощи женщине-матери должна гарантировать ей социальный статус, включая наличие жилья, социально-психологической поддержки, получение медицинской помощи, трудоустройства для возможности достойного содержания и воспитания детей. На базе Центра планирования семьи и репродукции «Региональный перинатальный центр» функционирует Центр охраны репродуктивного здоровья подростков, в штате: врач — акушер-гинеколог, психолог, юрисконсульт. Аналогичный центр создан при «Советской центральной городской больнице». Основная деятельность центров — просветительская. Работа проводится в школах, образовательных учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования. Осуществляется взаимодействие со специалистами «Центра социальной помощи семье и детям» в части совместных выездов в районы области, проведения консультаций подростков, оказания психологической и практической медицинской помощи.
С 2012 года в соответствии с требования Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» в государственных родовспомогательных учреждениях Калининградской области введена «неделя тишины», позволяющая принять женщине осознанное решение о необходимости прерывания или пролонгации беременности. Информация о вреде абортов, ценности семейной жизни, радости материнства и престижа матери размещена на информационных стендах в каждой женской консультации области. В целях профилактики абортов в 5 женских консультациях имеются штатные психологи, работают школы материнства и подготовки к родам. Организационно-методическим центром, на который возложены функции координации работы по пропаганде санитарно- гигиенических навыков является «Центр медицинской профилактики и реабилитации». Специалистами «Центра медицинской профилактики и реабилитации» проводится оказание комплексной психотерапевтической и психологической помощи семьям, оказавшимся в кризисных ситуациях. Репродуктивное здоровье жителей Калининградской области завичит также от качества медицинской помощи, оказываемой детям и женщинам в период беременности, родов и в послеродовый период. По информации Минздрава Калининградской области, в целом обеспеченность койками детского населения на 31,3% ниже, чем в РФ, на 32,3% ниже, чем в СЗФО. Обеспеченность педиатрическими койками ниже показателя РФ в 2 раза, койками патологии новорожденных и недоношенных — ниже в 1,4, инфекционными — ниже в 1,4 раза. Обеспеченность специализированными койками ниже, чем в РФ (на 15%) и в СЗФО — на 29%. Обеспеченность гинекологическими койками, койками патологии беременных достаточная, сопоставима с обеспеченностью данными койками в целом по РФ и СЗФО. По сравнению с РФ и СЗФО несколько ниже обеспеченность населения койками для беременных и рожениц. В целях обеспечения доступности койками патологии новорожденных и недоношенных детей в 2014 году развернуто дополнительно 10 коек в ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области». Медицинскую помощь детскому населению в Калининградской области оказывают 268 педиатров. Обеспеченность педиатрическими кадрами составляет 15 на 10 тыс. детей до17 лет (РФ — 19,05, СЗФО — 22,85). Укомплектованность врачами — педиатрами составляет 74,6%.
Число врачей — педиатров участковых — 163 человек, укомплектованность — 89,3%. Число педиатрических участков — 180. В среднем на каждом педиатрическом участке 917 детей. Число врачей — акушеров — гинекологов — 234 чел. Укомплектованность — 90,5%, обеспеченность акушерами — гинекологами — 4,5 на 10 тыс. женщин (РФ -4,94, СЗФО — 4,81). Количество врачей — неонатологов — 31 чел. Укомплектованность — 86,7%, Обеспеченность врачами — неонатологами — 26,2 на 10 тыс. детей до 1 года (РФ — 30,96, СЗФО — 34,67). В Калининградской области недостаточно врачей узких специальностей — детских урологов — андрологов, травматологов — ортопедов, окулистов, детских эндокринологов, специалистов УЗ — диагностики. Учитывая увеличение объема работ по проведению диспансеризации отдельных категорий детей, проведение профилактических медицинских осмотров, недостаточная укомплектованность кадрами ухудшает доступность оказания медицинской помощи детскому населению. В 2014 году количество детей, поступивших в стационары, составило 26073, по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 8823 чел., что связано с развитием неотложной помощи в детских поликлиниках, стационарзамещающих технологий. Количество проведенных койко-дней снизилось на 7400 за счет снижения среднего койко-дня с 9 дней до 8,3 дней. Важной проблемой здравоохранения является организация оказания высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи гражданам. С 2013 года «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» выполняет некоторые виды медицинской помощи населению региона в рамках ОМС. Минздравом России поставлена задача максимально задействовать возможности федеральных центров для оказания медицинской помощи жителям Калининградской области.
В то же время, пока далеко не все жители области, нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи, как в федеральных центрах Российской Федерации, так и за рубежом, получают ее, а если получают, не всегда своевременно. По-прежнему средства на такое лечение зачастую собираются с помощью благотворительных фондов, посредством социальных сетей. По информации Минздрава Калининградской области, в листе ожидания на конец декабря 2014 года состоит 403 взрослых и 129 детей, заявки (талоны) переведены на 2015 год.
Следует отметить, что с 1 января 2014 года обновлен перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, в соответствии с которым медицинскими организациями оказывается данный вид помощи».27
Перечень, в частности, содержит методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, являющийся частью специализированной медицинской помощи.
1 декабря 2014 года принят закон28, направленный на совершенствование механизма оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Уточнено, в частности, что рамках базовой программы обязательного медицинского страхования должна оказываться специализированная медицинская помощь, включая теперь и высокотехнологичную медицинскую помощь.
В 2015 году финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой в федеральных государственных учреждениях и медицинских организациях субъектов РФ, будет осуществляться за счет средств, поступающих из бюджета ФФОМС в федеральный бюджет. 21-22 февраля 2014 года в Калининграде при участии сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека состоялась конференция «Редкие, но равные. Развитие социальной поддержки пациентов с редкими и генетическими заболеваниями и их семей в Калининградской области», которая организована Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ». Соорганизаторами конференции выступили Калининградский благотворительный фонд «Берег Надежды», Калининградское областное отделение «Российского детского фонда», Музей Мирового Океана, Агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области.
На конференции поднимались и обсуждались актуальные вопросы диагностики, обеспечения равного доступа к лечению и улучшению качества жизни пациентов с редкими и генетическими заболеваниями, а также трудоустройства и занятости инвалидов.
В рамках конференции были успешно проведены медицинская и социальная сессии.
На медицинской сессии специалисты из Санкт-Петербурга и Калининградской области поделились опытом организации помощи
пациентам с порфирией, фенилкетонурией, муковисцидозом, болезнью Помпе.
На социальной сессии был сделан акцент на правовой и социальной поддержке пациентов с редкими и генетическими заболеваниями. Широко обсуждался вопрос взаимодействия НКО и органов власти, был проведен круглый стол по вопросам поддержки социально-ориентированных НКО в России.
Для родителей пациентов с фенилкетонурией была проведена школа по диетическому питанию. Персональные консультации петербургских специалистов по редким генетическим заболеваниям получили 26 участников конференции.
На протяжении нескольких лет к Уполномоченному по правам человека обращались граждане, которые сообщали о проблеме профилактики в Калининградской области инфекционных заболеваний, вызываемых укусами клещей. Так, в 2010-2012 гг. к Уполномоченному обращались граждане, страдающие тяжелыми инфекционными заболеваниями вследствие укусов клещей — боррелиозом, энцефалитом, которым Уполномоченный оказывал содействие в организации высокотехнологического лечения за пределами Российской Федерации с помощью благотворительных фондов. Граждане сообщали о неудовлетворительной организации медицинской помощи гражданам в случае укусов клещей.
В 2014 году по информации Управления Роспотребнадзора Калининградской области, зарегистрировано 11 случаев клещевого энцефалита, 137 случаев болезни Лайма.
Число пострадавших от укусов клещей осталось на уровне 2013 года и составило 2520 случаев (2013г. – 2523). Увеличены объемы акарицидных обработок. В 2014 году площадь акарицидных обработок территорий увеличилась в сравнении с 2013 годом на 25,6%.
В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача по Калининградской области от 21 марта 2014 г. N 4 «О совершенствовании профилактических мероприятий и эпидемиологического надзора в отношении клещевых инфекций» были обработаны территории загородных летних оздоровительных учреждений, детских дошкольных учреждений и школ, парки, скверы, другие места массового отдыха населения. Случаев присасывания клещей на обработанных территориях не зарегистрировано. Недостаточными остаются объемы иммунизации против клещевого энцефалита, в первую очередь неорганизованного населения.
Проблемой в Калининградской области является относительная неразвитость системы оказания медицинской паллиативной помощи. Основной целью такой помощи является улучшение качества жизни больного и членов его семьи, что достигается благодаря активному
выявлению, тщательной оценке и симптоматической терапии боли и других проявлений болезни, а также оказанию психологической, социальной и духовной поддержки, как самому пациенту, так и его близким.
Данный вопрос нашел свое отражение в Приказе Министерства здравоохранения Калининградской области от 07.11.2013 N 484 «О работе службы паллиативной медицинской помощи».
Министерством социальной политики области принято Положение об организации паллиативного ухода на дому за пожилыми людьми и инвалидами с тяжелыми формами заболеваний на 2012-2015 годы29. Положение определяет порядок и условия организации паллиативного ухода на дому, в том числе устанавливает перечень заболеваний, при которых может быть организован паллиативный уход на дому, а также перечень гарантированных услуг и требования к организации, оказывающей данные услуги.
Калининградская область нуждается в расширении сети хосписов, в их обеспечении персоналом, медикаментами. Необходимо строительство нового современного хосписа, а также создание мощной системы паллиативной помощи нуждающимся. Проблемой является также нехватка медицинских работников, профессионально обеспечивающих уход за пациентами. Качество обучения и число специалистов по паллиативной медицине в России не соответствует потребности в специалистах данного профиля. Знания по паллиативной медицине можно получить лишь в рамках курсов дополнительного профессионального образования. Во многих семьях за больными могли бы ухаживать родные и близкие. Но у них возникает проблема с отсутствием дорогостоящего специализированного оборудования, кроватей, приспособленных под нужды тяжелобольных. Все это зачастую необходимо родным тяжелобольных людей на небольшой срок, и тратить колоссальные материальные средства на приобретение такого оборудования нерационально. Выходом из ситуации могла бы стать аренда специализированных кроватей и оборудования в учреждениях здравоохранения или минсоцполитики. Полагаю, что данная проблема может быть решена в рамках социального партнерства с ООО «ОБСЕРВЕР», которое осуществляет разработку, производство и продвижение передовых устройств для улучшения качества жизни инвалидов, создания безбарьерной среды.
29 Приказ Министерства социальной политики и труда Калининградской области от 21.02.2012 N 22
«Об организации паллиативного ухода на дому за пожилыми людьми и инвалидами с тяжелыми формами заболеваний на 2012-2015 годы»
Не решена также проблема доступности обезболивания для паллиативных больных. В 2014 году Росздравнадзор проводил проверки соблюдения новых правил выписки наркотических обезболивающих. Больным начали выписывать рецепты при посещении на дому, но в большинстве регионов врачи по-прежнему боятся единолично назначать наркотические препараты и делают это «комиссионно». При выписке пациентов стационары неохотно выполняют приказ Минздрава о выдаче лекарств на 5 дней, так как медики не знают, как отчитываться за выданные препараты, да и запасы наркотиков в стационарах ограничены. Не дают больницы при выписке и рецепты на наркотики, потому, что не ясно, где их можно будет отоварить. На сегодняшний день к специализированным аптекам, принимающим такие рецепты, прикреплены только поликлиники. Необходимо на законодательном уровне гарантировать обеспечение нуждающихся пациентов обезболивающими лекарствами.
Особую озабоченность вызывают участившиеся ошибки врачей в установлении диагноза и лечении пациентов. Необходимо на законодательном уровне предусмотреть ответственность медучреждений за неправильное лечение в виде компенсации причиненного вреда. Целесообразно рассмотреть вопрос о принятии Закона РФ об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи, а также разработать алгоритм для максимального исключения врачебных ошибок.. При Министерстве здравоохранения Калининградской области с целью подготовки предложений по вопросам, отнесенным к ведению Министерства, создан Общественный совет, который является совещательно-консультативным органом при Министерстве здравоохранения Калининградской области. В 2013 году при Министерстве здравоохранения Калининградской области создан Совет общественных организаций по защите прав пациентов. Цель деятельности Совета — согласование интересов населения области, общественных объединений, органов управления в обеспечении контроля за деятельностью министерства здравоохранения. В задачи Совета входит координация усилий органов власти и общественных организаций по защите прав пациентов, в том числе рассмотрение и выработка предложений по вопросам организации и оказания медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Решения Совета носят рекомендательный характер.
При Росздравнадзоре по Калининградской области также создан Общественный Совет, к сожалению на сайте Территориального органа размещен план деятельности Совета еще за 2011 год.
Целесообразно размещать на сайтах Министерства здравоохранения области, Росздравнадзора по Калининградской области более детальную информацию о деятельности общественных советов, стенограммы
заседаний Советов, принятые решения, резолюции, а также меры реагирования, принятые органами здравоохранения на предложения Советов.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются пациенты муниципальных образований Калининградской области, — это доступность медицинской помощи, что выражается в первую очередь в недостаточном кадровом обеспечении здравоохранения. По информации Министерства здравоохранения Калининградской области на 01.01.2015 года в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Калининградской области укомплектованность кадрами составляет: врачами — 87,9 %; средним медицинским персоналом — 90,5 %; младшим персоналом — 93,0 %. Укомплектованность поликлинических учреждений составляет: врачами — 88,2 %, коэффициент совместительства — 1,3; средним медицинским персоналом — 88,9%, коэффициент совместительства-1,3; младшим персоналом — 92,3 %, коэффициент совместительства — 1,1. Укомплектованность стационара составляет: врачами — 89,1 %, коэффициент совместительства — 1,3; средним медицинским персоналом — 92,5 %, коэффициент совместительства-1,2; младшим персоналом — 93,3 %, коэффициент совместительства — 1,2. Среди работающего врачебного персонала доля специалистов в возрасте до 36 лет составляет 16 %, в возрасте от 36 до 45 лет — 16 %, от 46 до 50 лет — 15 %, от 51 до 55 лет — 18 %, от 56 до 60 лет 15 %, свыше 61 года — 20 %. Процент работающих врачей пенсионного возраста — 35 %. По состоянию на 1 января 2015 года дефицит медицинских работников в лечебных учреждениях государственной системы здравоохранения составил 611 врачей и 2135 человек средних медицинских работников. Количество вакантных должностей врачей — 232, среднего медицинского персонала — 571. Недостаточная обеспеченность медицинских организаций кадрами наиболее остро ощущается в первичном звене — это участковые врачи- терапевты, участковые врачи-педиатры. Одной из причин неукомплектованности лечебных учреждений медицинскими кадрами является отсутствие механизма государственного регулирования закрепления квалифицированных медицинских кадров, прошедших обучение на бюджетной основе. Кроме того, привлечение медицинских работников в сферу здравоохранения связано с предоставлением служебного жилья. Жилые помещения, предоставляемые медицинским работникам, относятся к специализированному жилищному фонду Калининградской области, расположены в основном на территории г. Калининграда, а также к муниципальному (в том числе служебному) жилому фонду.
Удовлетворить потребность в жилье за счет государственного и муниципального жилищных фондов в полном объеме не представляется возможным. Кроме того, отсутствуют условия, позволяющие медицинским работникам, особенно молодым специалистам государственных медицинских организаций, получить конкурентный уровень заработной платы, так как основным источником выплаты заработной платы являются средства обязательного медицинского страхования. Поскольку дефицит врачебных кадров в здравоохранении Калининградской области остается острым и полностью ликвидировать его в предыдущий период не удалось, выбраны следующие приоритетные направления для решения кадровой проблемы: — реорганизация медицинских организаций, формирование новых штатных расписаний и оптимизация численности медицинских кадров; — формирование управленческого кадрового резерва в сфере здравоохранения Калининградской области; — обучение врачей по приоритетным специальностям (кардиология, неврология, анестезиология и реаниматология, рентгенология, участковые терапевты, педиатрия); — обучение в ординатуре и интернатуре; — повышение квалификации медицинских работников; — предоставление мер социальной поддержки, в том числе для привлечения медицинских работников в сельскую местность. Решение социальных вопросов медицинских кадров, создание материальных и моральных стимулов позволит привлечь высококвалифицированные кадры в лечебные учреждения области. Для медицинских работников, проживающих в сельской местности, предусмотрены следующие меры социальной поддержки: оказание социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим медицинским образованием, прибывшим или переехавшим на работу в сельские населенные пункты Калининградской области в размере 1 млн. рублей («Земский доктор»). В целях устранения острой потребности государственной системы здравоохранения Калининградской области в медицинских кадрах, завершивших обучение по программам ординатуры и интернатуры, Законом Калининградской области от 10 июня 2014 года № 324 были внесены значительные изменения в Закон Калининградской области от 03 апреля 2013 года № 208 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, обучающихся, завершивших обучение в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам интернатуры или ординатуры».
Законом предоставляются следующие меры социальной поддержки медицинским работникам: — лицам, обучающимся в образовательных организациях на условиях целевого приема для нужд Калининградской области, предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячной стипендии в размере 2000 рублей; — лицам, завершившим обучение в образовательных организациях на условиях целевого приема для нужд Калининградской области, предоставляется мера социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты в размере 200 000 рублей при первом трудоустройстве в медицинские организации государственной системы здравоохранения Калининградской области в соответствии с условиями договора о целевом обучении; — лицам, принятым на обучение в образовательные организации не на условиях целевого приема по специальностям, определяемым исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и заключившим договор о целевом обучении, предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты обучения по фактически произведенным расходам. Привлечение медицинских работников для работы в Калининградскую область неразрывно связано с вопросами по предоставлению жилья. Жилье медицинским работникам предоставляется за счет специализированного жилищного фонда Калининградской области, муниципальными образованиями. Дополнительно выделяются средства на приобретение жилья из Резервного фонда Правительства Калининградской области. В соответствии с Законом Калининградской области от 03 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда Калининградской области могут быть предоставлены для проживания специалистам в сфере здравоохранения, заключившим трудовой договор с соответствующим государственным учреждением. За период с 2012 по 2014 год служебным жильем обеспечены 74 медицинских работника, 72 квартиры из которых выделены врачам (из них 4 квартиры построены по программе развития ФАП, ВОП в 2013 году), 2 средним медицинским работникам. Кроме того в настоящее время строится 7 квартир для врачей ВОП.
Обеспечение жильем медицинских работников за период 2012-2014 гг.
Распределение предоставленных 72 квартир по медицинским организациям:
ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» 5 квартир ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» 4 квартиры ГБУЗ КО «Черняховская стоматологическая поликлиника» 3 квартиры ГБУЗ КО «Черняховская центральная районная больница» 2 квартиры ГБУЗ КО «Центральная городская клиническая больница» 2 квартиры ГБУЗ «Станция переливания крови Калининградской области» 1 квартира ГБУЗ «Центр медицинской профилактики и реабилитации Калининградской области» 1 квартира ГБУЗ «Инфекционная больница Калининградской области» 1 квартира ГАУ КО «Региональный перинатальный центр» 1 квартира ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» 1 квартира ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения и социального развития РФ 51 квартира Планируется принятие постановления Правительства Калининградской области «О порядке предоставления субсидий на уплату первоначального взноса по ипотечным кредитам (займам) молодым врачам», которым предусмотрено финансирование мероприятия по поддержке молодых врачей путем предоставления субсидии молодым, в возрасте до 35 лет, врачам медицинских организаций государственной системы здравоохранения Калининградской области на первоначальный взнос по ипотечным кредитам, но не более 20 процентов. Финансирование предусмотрено в объеме по 20 млн. руб. на 2015 и 2016 годы. Минздрав Калининградской области обратился также к Губернатору Калининградской области с ходатайством о внесении изменений в Закон Калининградской области от 02 июля 2012 года № 133 «О жилищном фонде Калининградской области коммерческого использования» в части включения в стаж работы, учитываемый при предоставлении жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, стажа работы в муниципальных учреждениях здравоохранения Калининградской области до Всего 74 квартиры врачам 72 квартиры средним медицинским работникам 2 квартиры В очереди на предоставление служебного жилья по состоянию на 01.03.2015 года 82 человека Распределение предоставленных 72 квартир по муниципалитетам в г. Калининграде 66 квартир в г. Черняховске 5 квартир в г. Советске 1 квартира.
1 января 2012 года, а также снижении минимального стажа, дающего право на предоставление жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, до 3-х лет. В целях повышения престижа медицинских профессий планируется проводить конкурсы на лучшего по профессии. Также планируется активнее использовать в качестве повышения мотивации и профессионализма медицинских кадров — стажировки, в том числе в зарубежные страны, а также приглашать специалистов из-за рубежа для обмена опытом. Министерством здравоохранения разработан план по преодолению недостатка медицинских кадров в муниципальных образованиях области: — Взаимодействие с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». С 2010-2014 годы в целевую интернатуру и ординатуру было направлено 201 выпускник медицинских ВУЗов, которые после окончания интернатуры и ординатуры трудоустроены в МО Калининградской области. В 2015 году медицинский институт заканчивают 49 выпускников, которые после интернатуры пополнят ряды врачей в регионе. Министерством здравоохранения Калининградской области будет продолжена работа с главными врачами, направленная на устранение дефицита медицинских кадров. Обязанности по контролю за деятельностью по подбору медицинских кадров в государственной системе здравоохранения Калининградской области возложены на заместителя министра здравоохранения Калининградской области, начальника отдела правовой работы и кадровой политики Министерства здравоохранения Калининградской области, а также на руководителей государственных медицинских организаций Калининградской области. Работа по привлечению квалифицированных кадров в сферу здравоохранения должна стать первоочередной для каждого главврача и быть на постоянном контроле у руководителей как муниципальных образований области, так и Министерства здравоохранения Калининградской области. Важно создать необходимые условия, для того, чтобы специалисты здравоохранения с желанием работали в лечебных учреждениях области. Уполномоченный по правам человека неоднократно обращал внимание на необходимость развития электронных услуг в сфере здравоохранения в целях обеспечения доступности медицинской помощи. В сфере здравоохранения Калининградской области в электронном виде оказывается государственная услуга «Прием заявок (запись) на прием к врачу». Данная услуга является самой массовой и востребованной населением Калининградской области. За 2014 год данной услугой воспользовалось 3406853 человека (в 3 раза больше, чем в 2013 году), в том
числе 2618074 человека записались через регистратуры, 316770 — по телефону, 55643 человек записались самостоятельно с использованием информационных киосков (терминалов), установленных в медицинских организациях, 308895 человек записались самостоятельно через Интернет, кроме того 107471 человек были записаны врачом к себе на повторный прием или на оказание неотложной помощи. Данная услуга предоставляется всеми медицинскими организациями Калининградской области. В настоящее время осуществляется перевод в электронный вид государственной услуги «Заполнение и направление в аптеки электронных рецептов». В целях обеспечения права пациентов на информацию на официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области организованы и разделы с web-страницами государственных медицинских организаций Калининградской области; раздел «Интернет-приемная», в котором любой гражданин может задать вопрос, отнесенный к полномочиям Министерства здравоохранения Калининградской области; раздел «Личный кабинет», в котором заявитель в дополнение к функциям «Интернет-приемная» может отслеживать ход исполнения своего обращения в online режиме через систему документооборота Правительства Калининградской области; раздел «Независимый опрос мнения» включает интерактивные анкеты по опросу общественного мнения, для формирования рейтингов медицинских организаций и оценки качества их работы; раздел «Контакты», где размещена актуальная информация о контактных телефонах и графике приема граждан по личным вопросам; раздел «Административная реформа», в котором размещена информация о проектах и административных регламентах государственных услуг, предоставляемых Министерством здравоохранения и медицинскими организациями; разделы «Обращения граждан» и «Полезная информация» включает ответы на часто задаваемые вопросы и сведения о разнообразной полезной информации; в разделе «Организации» в формализованном виде в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами РФ размещена вся обязательная информация о деятельности каждой государственной медицинской организации; разделе «Документы», размещены нормативные правовые акты в сфере здравоохранения федерального и регионального уровней, а также основные приказы и планы Министерства здравоохранения Калининградской области. В настоящее время 55 медицинских организаций из 74 имеют собственные сайты в сети Интернет. Масса проблем возникает у пациентов в связи с существованием нормы закона о хранении амбулаторной карты пациента в медучреждении. Карты в регистратуре зачастую долго ищут, часто теряют, на руки пациенту в случае необходимости не всегда выдают. Медики исходят из возложенной на них обязанности хранить амбулаторную карту непосредственно в лечебном учреждении, а также из опасений, что пациент, получив на руки карту, может её унести домой, утратить. На обязанность осуществления хранения карты прямо указывает Инструкция по заполнению учётной формы № 025/У-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», являющаяся приложением к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 255: «Медицинские карты амбулаторного больного… хранятся в регистратуре…». В Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.04.2005 года № 734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты» указано: «Выдача медицинских карт на руки пациенту возможна только с разрешения главного врача учреждения». Речь в документах идёт именно о выдаче на руки, а не о предоставлении возможности ознакомления с картой, что является различными понятиями. Таким образом, указанное выше Письмо относит к полномочиям главного врача возможность выдачи карты, причём сфера определения главным врачом когда и для каких целей выдать карту, видится достаточно широкой. Пациент имеет право на получение информации в виде ознакомления с оригиналом амбулаторной карты и получения её копии, что практически оказывается проблематичным. Если пациент переходит на медобслуживание в другое лечебное учреждение, то оттуда должны сделать запрос на вашу медкарту. На это тоже уходит значительное время и требуются дополнительные усилия пациента, который и без того болен. С введением электронных медицинских карт, получить медкарту на руки будет еще сложнее. Электронную медицинскую карту забрать технически не представляется возможным, а можно получить лишь ее копию. Порядок же ведения и хранения медицинских карт в электронном виде определяется медицинской организацией самостоятельно. Вероятность отказа многократно возрастает, если у гражданина есть обоснованные предположения считать действия врачебного персонала незаконными. Принимая во внимание, что многие пациенты не по своей воле, а вследствие объективных причин, вынуждены лечиться, проходить обследования у разных врачей, в разных медучреждениях, и везде требуется медкарта, многим пациентам целесообразнее иметь на руках амбулаторную карту, и это право пациента должно быть закреплено законодательно. Кроме того, пациент должен знать содержание записей, сделанных в документе о его здоровье, как для правильного лечения, так и для реализации своего права предъявить претензии в случае несогласия с лечением. Наличие карты в медучреждении является и возможностью для злоупотреблений медицинских работников, которые в любой момент
могут сделать правки и дописки в карте, чтобы избежать ответственности в случае неправильного лечения. Представляется, что выходом из данной ситуации может быть законодательное закрепление нормы о том, что все записи в амбулаторной карте, все результаты обследований пациента делаются в двух экземплярах, один из которых передается пациенту. Пациент также вправе хранить амбулаторную карту на руках, а все записи должны фиксироваться в электронном варианте в специально разработанных базах данных. Следует также отказаться от практики заполнения медицинских документов вручную, когда почерк медицинского работника не могут прочесть ни другие медики, ни пациент, а порой и сам автор текстов.
Следующей проблемой государственной системы здравоохранения Калининградской области является расположение учреждений здравоохранения в неприспособленных зданиях, зданиях довоенной постройки, в связи с чем учреждения испытывают крайнюю нехватку помещений. Планировка многих медицинских организаций не отвечает требованиям санитарного законодательства, предъявляемого к лечебным учреждениям. Проблема доступа маломобильных групп населения в медицинские учреждения описана в разделе о защите прав лиц с ограниченными возможностями здоровья. В целях улучшения условий оказания медицинской помощи а Государственной программе Калининградской области «Развитие здравоохранения на 2013-2020 годы» предусмотрено строительство ряда новых медицинских учреждений.
Существуют также проблемы, связанные с неостаточной регламентацией Министерством здравоохранения Российской Федерации отдельных вопросов в системе здравоохранения.
В частности, необходимо установить общие требования по утверждению структуры соответствующих медицинских организаций, входящих в государственную или муниципальную систему здравоохранения; разработать и утвердить административные регламенты предоставления государственных услуг в части переданных полномочий, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности одним из лицензионных требований установлено соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Согласно ст.90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается руководителем организации. В связи с тем, что в настоящее время порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности четко не регламентирован, медицинскими организациями разрабатываются достаточно формальные и неэффективные порядки обеспечения внутреннего контроля качества.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, при этом в имеющихся нормативно-правовых актах определения угрозы жизни и здоровью нет. Данный правовой пробел позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность с нарушениями лицензионных требований, избегать административной ответственности в связи с невозможностью в судебных заседаниях доказать, что выявляемые нарушения, привели к «возникновению угрозы» и установлением судами малозначительности выявленных нарушений. Таким образом, отсутствие необходимых и актуальных подзаконных актов, наличие правовых коллизий, влечет правовую неопределенность при осуществлении лицензирования и лицензионного контроля.
Предлагаю рассмотреть возможность введения государственного регулирования ценообразования на лекарственные препараты не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В связи с отсутствием реального одноканального финансирования не подлежат оплате за счет средств территориальной программы обязательного медицинского страхования расходы государственных медицинских организаций на проведение капитального ремонта и подготовку проектно-сметной документации для его проведения, на закупку дорогостоящего оборудования.
Необходимо разработать и законодательно закрепить механизмы информационного взаимодействия территориальных фондов ОМС с УФМС, Министерством обороны, МВД, ФСБ и другими органами для выявления в регистре застрахованных лиц граждан, не подлежащих ОМС.
(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852)