Россия. Москва. 16 июня 2020 года. Rainbow. В Калининградской области с 1 июля все лекарства, обувь и сигареты будут помечены цифровой маркировкой.
Товары из этих категорий не смогут быть в продаже без маркировки (за исключением лекарств, выпущенных раньше — они будут обращаться до конца срока годности). Главная цель национальной системы маркировки и прослеживания — убрать поддельную продукцию с прилавков магазинов и аптек.
Каждому товару будет присвоен индивидуальный код, своеобразный цифровой паспорт. Он наносится на упаковку ещё на заводе и позволяет проследить весь путь товара: от производства до прилавка магазина или аптеки. Любой покупатель сможет отсканировать код и получить всю информацию о товаре, включая страну-производителя, срок годности, состав, и даже данные о его возврате предыдущим покупателем, если такое имело место.
Обмануть новый код не получится, он уникален для каждого отдельного товара и защищен специальной криптографической меткой, прокомментировал в Москве сегодня, 16 июня 2020 года, собкору сетевой газеты Янтарный край из Калининграда оператор национальной системы маркировки – Центр развития перспективных технологий. Если срок годности нанесли на производстве, перебить его не удастся. Если лекарство уже числится за больницей, перепродать его из-под полы втридорога не смогут. Контрафакт просто не пройдет.
Цифровое прослеживание товаров позволит защитить потребителя, гарантируя легальность и качество вещей. В случае с продуктами и лекарствами маркировка может фактически спасти жизни людей.
По словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, «маркировка сегодня является эффективным оружием борьбы с контрафактом».
От внедрения маркировки в выигрыше останутся не только покупатели. С исчезновением контрафакта легальным производителям придётся наращивать производство товаров, чтобы обеспечить спрос. Вместе с тем повысится и их прибыль.
Кроме того, в случае с лекарствами, государство в режиме реального времени с помощью системы сможет анализировать поставки и обеспечивать достаточное количество в каждом регионе, а также предотвращать попытки манипуляции ценами и создания искусственного ажиотажа.
«Маркировка — это вопрос, в том числе, прослеживания на сколько сегодня вся сеть обеспечена лекарственным препаратом логистической цепочкой до последнего потребления», — отметил министр здравоохранения России Михаил Мурашко.
Ярким примером того, как работает система, стал эксперимент по маркировке лекарств в России, который начался в 2017 году. Выявлено нарушений на 500 млн рублей: вскрылись вторичные продажи дорогих лекарств для лечения тяжелых заболеваний, которые государство закупало для больниц. Как результат, по данным Росздравнадзора, в 2019 году оборот недоброкачественных лекарств снизился в 2,5 раза.
Кроме введения маркировки табачной продукции выявлено около 30% компаний — они вошли в список крупнейших производителей в России. С 2019 года они начали передавать в налоговую службу сведения о максимальной розничной цене на сигареты. Уже удалось выявить несколько масштабных партий контрафактных сигарет, которые продавались в крупных сетевых магазинах по всей стране. Система позволила отследить украденные у легальных производителей партии.
Обувной рынок за счет введения маркировки еще на пилотном этапе удалось обелить, примерно, в 5-6 раз. Ожидается, что цифры в итоге будут еще больше.
Предполагается, что система маркировки будет к 2024 году распространится на большинство товаров и станет одной из платформ для цифровой трансформации российской экономики, а также защитит граждан от поддельных лекарств и продуктов питания.