Казахстан. Астана. 17 сентября 2015 года. . Оглашен доклад правозащитников на тему: «В центре внимания: фундаментальные права человека в Центральной Азии».
Отчет составлен на основе результатов мониторинга, проведенного Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, общественным фондом «Нота Бене» (Таджикистан) и Туркменской инициативой по правам человека в своих странах за период с мая по август 2015 года. Он подготовлен в сотрудничестве с организацией «Международное партнерство по правам человека» (Бельгия) в рамках совместного проекта.
Новый отчет, опубликованный четырьмя неправительственными организациями, представляет информацию о последних событиях в области свободы слова; свободы объединений и собраний; а также доступа к правосудию и недопущения дискриминации в Казахстане, Таджикистане и Туркменистане. В то время как власти региона наращивают усилия по обеспечению стабильности, единства и общих «моральных» ценностей, усиливается беспокойство по поводу ограничений деятельности СМИ, политической оппозиции и гражданского общества, а также по поводу нарушений прав меньшинств и других уязвимых групп.
Казахстан
Вслед за закрытием ряда оппозиционных и независимых СМИ в течение последних нескольких лет, в настоящее время под угрозой закрытия находится онлайн-портал Nakanune.kz, который суд обязал выплатить около 75 000 евро в возмещение морального вреда по иску о клевете. В отношении одного из претендентов на выдвижение кандидатом в президенты было возбуждено уголовное дело по статье «Разжигание межнациональной розни» в связи с книгой, которую тот пытался опубликовать более 20 лет назад.
Представитель Комитета связи, информатизации и информации министерства по инвестициям и развитию заявил, что интернет-ресурсы, используемые для получения доступа на блокируемые сайты, являются незаконными, и правительство работает над их отслеживанием.
В отчете, опубликованном Спецдокладчиком ООН по вопросам прав на свободу мирных собраний и ассоциации по результатам миссии в Казахстан ранее в этом году, содержится множество критики в адрес казахстанских властей вместе с рекомендациями по улучшению ситуации. Правительство Казахстана заявило о своем несогласии со заключениями и рекомендациями Спецдокладчика.
Наблюдались новые случаи применения ограничительного законодательства по проведению собраний, в результате чего допущены нарушения соответствующих прав и свобод. Известный гражданский активист дважды был приговорен к административному аресту. Последствия проблемного подхода со стороны органов власти также были продемонстрированы в деле 80-летней прикованной к кровати инвалида, жительницы Алматы, которой разрешили провести голодовку у себя дома лишь после долгих судебных разбирательств.
Профсоюзные активисты сообщили о том, что сотни профсоюзов находятся под угрозой закрытия в связи с тем, что они не прошли перерегистрацию до истечения в июле 2015 года годичного срока, установленного новым законом «О профессиональных союзах». Данный закон, вступивший в силу в прошлом году, предусматривает обязательное членство профсоюзов в региональных, отраслевых или республиканских профсоюзных объединениях. Оппозиционная Коммунистическая партия была закрыта по решению суда в начале августа 2015 года за якобы несоответствие требованиям по количеству членов, необходимому для регистрации политической партии.
В конце июня 2015 года на рассмотрение парламента был представлен проект нового закона с предложением ввести новый механизм предоставления грантов неправительственным организациям. В ответ на выражение озабоченности со стороны гражданского общества представители правительство утвердили, что данный закон не будет распространяться на гранты, предоставляемый НПО из иностранных или международных источников финансирования. Представители гражданского общества призвали к более узкому определению положений нового закона, с тем чтобы они подразумевали именно и только государственные гранты.
Продолжает вызывать беспокойство обращение с заключенными, осужденными в результате несправедливых судебных разбирательств по политически мотивированным обвинениям; в их числе оппозиционный лидер Владимир Козлов, правозащитник Вадим Курамшин и поэт и диссидент Арон Атабек.
КМБПЧ, МППЧ и партнерские организации привлекли внимание к двум делам о нарушении прав адвокатов. Адвокат Булат Байтяков был осужден за клевету в отношении судьи в связи с апелляционной и кассационной жалобами, которые он подал в рамках трудового спора, а адвокат Снежана Ким подверглась запугиванию и нарушению ее прав в ходе встречи с клиентом в здании следственного изолятора. В последнем случае ответственные лица в конечном итоге понесли дисциплинарное наказание.
В мае 2015 года Конституционный совет Республики Казахстан признал неконституционным проект закона, предусматривающий введение запрета на так называемую пропаганду нетрадиционных половых отношений. НПО провели кампанию против этого закона в контексте заявки Алматы на проведение зимних Олимпийских игр в 2022 году – договор на проведение Игр содержит положение о недискриминации на основании половой ориентации. В конечном итоге Алматы проиграл Пекину.
КМБПЧ сообщило о новых случаях принудительного выселения малоимущих граждан и семей, не способных обслуживать ипотечные кредиты и не имеющих иных видов жилья. После своего визита в Казахстан в 2010 году Спецдокладчик ООН по вопросам адекватного жилья выразила серьезную озабоченность в связи с принудительными выселениями.
Ситуация с свободой прессы остается проблематичной в Таджикистане. В ежегодном обозрении Freedom House «Свобода прессы — 2015», Таджикистан находится на 179-й позиции среди 199 стран мира. Согласно подписанному президентом страны в июне 2015 года новому распоряжению, вся информация об официальных мероприятиях будет передаваться только через государственное информационное агентство «Хабар», что ограничивает доступ других СМИ к данной информации.
Сообщалось о новых случаях произвольного блокирования веб-сайтов, в частности, доступа к новостным сайтам и социальным сетям. Поводом для блокировки веб-сайтов стало появившееся в Интернете в мае 2015 года видеообращение бывшего высокопоставленного сотрудника полиции, который объявил о своем присоединении к Исламскому Государству.
Согласно новым поправкам к Закону, подписанным президентом в августе 2015 года, общественные объединения обязаны уведомлять государственные органы обо всех средствах, полученных из-за рубежа. В то время, как в окончательной формулировке говорится об «уведомлении» правительства, положения сформулированы неточно и не предоставляется точных сведений о порядке уведомления. Правительство в данное время работает над инструкциями по реализации новых положений. Гражданское общество и представители ООН по правам человека подвергли критике поправки к Закону, привлекая внимание к угрозе ограничения деятельности НПО в нарушение международных стандартов в области прав человека.
Неправительственные организации, в том числе правозащитные НПО подверглись серии проверок со стороны властей, без официального объяснения причины проведения проверок и принципа выбора НПО для проверок. Существуют опасения, что целью проверок может являться стремление запугать и заставить замолчать известные своей критикой власти организации. Также вызывает серьезное беспокойство иск, выдвинутый Налоговым комитетом против организации «Нота Бене» c требованием ее ликвидации за якобы использование пробелов в законодательстве во время регистрации в 2009 году. «Нота Бене» оспаривает иск в суде.
Оппозиционная «Партия исламского возрождения Таджикистана», потерявшая в ходе мартовских выборов 2015 года свое представительство в парламенте, продолжает сталкиваться с преследованиями. В конце августа 2015 года Министерство юстиции вынесло предупреждение, согласно которому деятельность партии считается «незаконной» и ей грозит закрытие. Выражаются опасения, что оппозиционные активисты, задержанные за рубежом по запросам на их экстрадицию, выданным таджикскими властями, могут в Таджикистане быть подвержены пыткам и жестокому обращению.
Посол Таджикистана в России высказал критику в адрес российского правительства за недостаток внимания к нарушению прав трудовых мигрантов в обстановке, когда уязвимость мигрантов возросла из-за ужесточения миграционных правил и экономического спада в России. Ранее в этом году Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам призвал таджикские власти активизировать усилия по защите трудовых мигрантов.
Комиссия США по международным религиозным свободам в своем ежегодном отчете за 2015 год отнесла Таджикистан к 17 странам, «вызывающим особое беспокойство». В продолжение предыдущих сообщений о рейдах сотрудников правоохранительных органов, проверяющих продавцов «нежелательной» мусульманской одежды и о случаях принудительного бритья бород мусульманским мужчинам, появились сообщения о продаже фиктивных лицензий на ношение хиджаба или бороды. По данному факту было возбуждено уголовное дело.
В неправительственные организации поступили многочисленные жалобы от граждан, имеющих право на пенсию по инвалидности, которых, в нарушение их права на труд, либо вынудили «уволиться по собственному желанию», либо уволили с их должностей, занимаемых в государственных учреждениях. Озвученные представителями Министерства здравоохранения планы по введению обязательного медицинского обследования для лиц, желающих вступить в брак, вызывают опасения в связи с возможным дискриминационным обращением с гражданами, имеющими «проблемные» истории болезни, как например, ВИЧ-инфицированные.
Открытие новой золотой статуи Бердымухамедова в Ашхабаде, как и продолжающиеся акции массовой мобилизации граждан для приветствия и восхваления президента, подтверждают развитие культа личности в стране. 5 августа 2015 года три человека погибли после того, как в ожидании приезда президента на церемонию открытия стадиона, вынуждены были простоять на улице около 7 часов. Все это время у людей не было доступа ни к воде, ни к еде. «Встречающие» и «приветствующие» также не могли пользоваться туалетами.
В рейтинге свободы прессы Freedom House за 2015 года Туркменистан опять получил одно из самых последних мест. Несколько недавних случаев иллюстрируют продолжающееся преследование лиц, которых правительство считает «неблагонадежными». Корреспондент Радио Свобода Османкулы Халлыев подал в отставку, ссылаясь на беспрецедентное давление со стороны властей. Сапармамед Непескулиев, работающий в этом же новостном агентстве, пропал без вести в июле. Позже выяснилось, что он задержан по обвинению в хранении наркотических средств и недавно сообщалось, что он был приговорен к трем годам лишения свободы. Коневоду Гельды Кяризову, впавшему в немилость у правительства, а также членам его семьи не позволили выехать из страны. У известной правозащитницы Натальи Шабунц незаконно демонтировали спутниковые антенны. Власти также продолжают широкую кампанию по насильственному демонтажу спутниковых антенн, ограничивая тем самым населению доступ к альтернативным источникам информации.
1 июля 2015 года вступил в силу первый Закон о собраниях. Заявленная цель Закона заключалась в защите права на проведение собраний. На деле же Закон ввел ряд усложняющих ограничений на осуществление данного права; выражаются опасения, что Закон может использоваться для воспрепятствования организации спонтанных мирных акций протеста.
Туркменская инициатива по правам человека (ТИПЧ) сообщает о новых фактах использования властью произвольных мер, введение которых нарушают права и свободы граждан. Это такие меры как: насильственное устранение частных спутниковых антенн и кондиционеров во имя содействия «благоустройству города»; посещения школ и других государственных учреждений для обеспечения соблюдения «нравственных стандартов»; требования к практикующим врачам, имеющим иностранные дипломы, увольняться с работы и возвращаться на учебу, несмотря на отсутствие квалифицированных специалистов для их замены. Высказывались новые опасения по поводу того, что снос домов в Ашхабаде и за его пределами производится без обеспечения прав жителей, пострадавших от данных мер, включая оперативное обеспечение их адекватным и альтернативным жильем.
По данным ТИПЧ, с февраля этого года, в рамках антитеррористической кампании, проводимой правительством, было задержано несколько сот человек. Выражаются опасения, что люди попали под подозрение и были задержаны только за связь с так называемыми нетрадиционными исламскими группами, даже если последние никоим образом не одобряют насилие. Службы безопасности, ссылаясь на сложную ситуацию на южной границе Туркменистана, проводят «профилактические беседы» с лидерами этнических меньшинств белуджи, персов и афганцев, требуя информировать власти и сообщать имена членов общин, поддерживающих «тесные контакты» с людьми в Иране и Афганистане.