США прибирают к своим рукам энергетику Армении

imageАрмения. Ереван. 15 сентября 2015 года. . В августе окончательно был закрыт вопрос продажи Воротанского каскада ГЭС американской компании Contour Global Hydro Cascade за 180 млн. долларов.

Штаб-квартира ContourGlobal расположена в Нью-Йорке, активы компании включают 33 станции общей мощностью 3,5 тыс. МВт в 17 странах. Эта сделка имеет важнейшее значение, как для энергетической системы Армении, ее экономики, так и политическое – впервые имеющий стратегическое значение объект энергетики продается не России, а США. К тому же данная сделка является самой большой инвестицией США в Армении, сообщило Радио Азиатский меридиан.

Самый дешевый источник электроэнергии

Чтобы представить важность этой сделки, нужно понять, что из себя представляет Воротанский каскад ГЭС. Суммарная установленная мощность каскада составляет 404,2 МВт, а среднегодовая проектная выработка — 1,16 млрд. кВт.ч. Каскад состоит из трех гидроэлектростанций — «Спандарян» (установленная мощность — 76 МВт, введена в строй в 1987 г.), «Шамб» (171 МВт, введена в строй в 1977 г.) и «Татев» (157,2 МВт, введена в строй в 1970 г.). Каскад производит около 16% электроэнергии в Армении, на него приходится примерно половина выработки ГЭС в республике, а себестоимость 1 кВт.ч электроэнергии, выработанной на электростанциях каскада, самая низкая в Армении.

Американская компания также сообщила, что Международная финансовая корпорация (IFC), являющаяся членом Всемирного банка, приобрела 20% акций в Contour Global для «содействия в приобретении, эксплуатации и восстановлении Воротанского каскада и повышения эффективности и надежности работы каскада».

Согласно договоренностям между правительством Армении и американцами, Contour Global инвестирует около 50 млн. евро в последующие 6 лет в ремонт и модернизацию гидростанций каскада, и планирует создать 150 временных и 150 постоянных рабочих мест для технических работников ГЭС. При этом новому собственнику был перенаправлен льготный кредит в 51 млн. евро, предоставленный немецким банком KfW армянскому правительству для переоснащения Воротанского каскада ГЭС (часть кредита рассчитана на 40 лет, с льготным периодом в первые 10, другая – на 15 лет с 4-летним льготным периодом. Годовая ставка по обеим частям составляет 2%).

Однако, несмотря на это, американская компания планирует увеличить тариф на производимую ГЭС электроэнергию, заручившись согласием армянских властей. Согласно решению Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) первые 7 месяцев после приобретения имущества Воротанского каскада ГЭС расчетный тариф на производимую каскадом электроэнергию составит 1,9 цента, а в последующие 24 года – 2,78 цента.

Сделка в обход законодательства

Сама сделка, о которой стало известно еще в начале 2014 года, сразу же вызвала критику со стороны армянской общественности и оппозиции. В первую очередь критике подверглась форма продажи стратегически важного объекта – вместо продажи акций ЗАО «Воротанский каскад ГЭС» американской компании было продано имущество госпредприятия. Фактически, правительство, возглавляемое тогда премьер-министром Тиграном Саркисяном, найдя лазейку в законодательстве, придумало гениальную схему приватизации любой госсобственности в обход парламента. Правительство не опасалось голосования по продаже – учитывая уверенное большинство в парламенте однопартийцев премьера из правящей Республиканской партии Армении (РПА) исход его был прогнозируем. Беспокойство правительства вызывало обсуждение, согласно законодательству этого вопроса в парламенте, в ходе которого, благодаря вопросам оппозиционных депутатов, могло всплыть много нелицеприятного по этой сделке. Неслучайно, что одним из 12 пунктов требования выдвинутого властям невластной «четверкой» (партии «Процветающая Армения», Армянский национальный конгресс, ААРФ Дашнакцутюн и «Наследие») было аннулирование сделки по Воротанской ГЭС.

Однако под давлением на армянские власти со стороны США, сделка все же была завершена. Посол США в Армении Джон Хефферн неоднократно выступал на эту тему, недвусмысленно намекая официальному Еревану какого исхода дела ожидают в Вашингтоне. «Если с этим соглашением ничего не выйдет, это будет очень серьезным сигналом для западных инвесторов, который продемонстрирует также возможности и способности Армении в вопросах осуществления подобных крупных соглашений»,- заявил он в июле прошлого года в интервью сайту 1in.am. При этом посол никак не комментировал правовое оформление сделки, которое было совершено с нарушением армянского законодательства.

Интересно и то, что и армянская оппозиция в лице «четверки» и гражданских активистов, рьяно выступающих против любых шагов России в республике, никак не отреагировали на столь грубое вмешательство посла во внутренние дела Армении.

«Я не возьмусь оценивать экономическую обоснованность продажи электростанции иностранным инвесторам. Не исключаю, что это было необходимо: оборудование устарело, предполагаются инвестиции в модернизацию инфраструктуры — у государства не было средств для этого. Многие указывают, что эта сделка — результат коррупционного сговора или давления американцев. У нас слишком мало информации, чтобы проверить данные утверждения и именно это отсутствие информации само по себе является серьезной проблемой. Участвующие в сделке лица и структуры также не очень словоохотливы»,- заявил Caspian bridge политолог, научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.

Он добавил, что опасения в непрозрачности сделки высказывали, в числе прочих, два прошлых президента Армении (Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян), которые помимо возможной коррупционной составляющей ставили под вопрос саму необходимость этой сделки, учитывая низкую себестоимость производимой Воротанской ГЭС электроэнергии. «Непрозрачность в последнее время в Армении обыденностью, особенно в том, что касается внутренней политики. С другой стороны, сделки, считающиеся обществом сомнительными, не пересматриваются. Однако критика этих явлений, как правило, безадресная, направленная на всю власть и даже все общество, поэтому никакого смысла и последствий она, как правило, не имеет»,- заметил Микаэлян.

Эксперт также прокомментировал заявление премьер-министра Овика Абрамяна, что рост тарифов на электроэнергию, до завершения аудита в компании «Электрические сети Армении», будет компенсирован населению за счет средств от продажи Воротанского каскада ГЭС, назвав это ошибочным решением. «Расход средств будет сложно проконтролировать, возникают коррупционные риски. Значительные средства, в конечном счете, будут потрачены на безадресную социальную поддержку всего населения в ограниченный период времени, то есть это наименее эффективный расход средств. Сама электроэнергия, производимая Воротанским каскадом, очевидно, подорожает, поскольку электростанцию будут модернизировать, и теперь от нее будет ожидаться прибыль»,- сказал он.

По словам Микаэляна, возможны и позитивные результаты от данной сделки, в случае, если производство электроэнергии электростанцией вырастет и это, на мой взгляд, достаточно вероятно.

Диверсификация внешней политики

Сама сделка проходит на фоне сильного разочарования армянского общества деятельностью российских монополий в энергетической сфере, в частности их неэффективным менеджментом и коррупционными схемами работы. И многими сделка по Воротанской ГЭС была расценена, как попытка армянских властей диверсифицировать энергетическую сферу республики ослабив чрезмерную зависимость от России.

Однако не исключено, что все более прозаично, учитывая, что, несмотря на годовую паузу (и возможно давление со стороны России), сделка была все же завершена в пользу американской стороны. Зачастую внешняя политика государств является производной от внутренней, а на носу у армянских властей конституционная реформа, призванная с помощью перехода к парламентской республике сохранить власть в руках действующего президента Сержа Саргсяна после истечения срока его полномочий. В этих условиях Саргсяну важно быть уверенным, что Запад признает итоги референдума, который будет проведен в полном соответствии с армянскими избирательными традициями с широким использованием административного ресурса и раздачи взяток избирателям. И этот шаг навстречу Вашингтону, стремящемуся укрепить свои позиции в единственной стране-союзнице России в регионе, вполне может быть своеобразной «взяткой». К сожалению, власти США и американские компании, несмотря на все декларируемые принципы, готовы также работать с помощью коррупционных схем, вместо того, чтобы задавать западные стандарты бизнеса.

Поэтому, как заметил экс-президент Армении Роберт Кочарян: «Единственным позитивом в сделке о продаже ГЭС является привлечение в энергетику Армении американской компании, а все остальное никак не поддается рациональному осмыслению».