Казахстан. Алма-Ата. 8 сентября 2015 года. . В Казахстане производители бутилированной воды, безалкогольных напитков и пива заявили, что их отрасли угрожает катастрофа. Налоговые органы хотят увеличить ставку на подземную воду в 500-1000 раз. Большинство предприятий в таком случае закроются, предупредили предприниматели.
Инициатива по изменению Налогового кодекса, которую вот-вот рассмотрит парламент, называется «увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземную воду». Как объяснили организаторы специально созванной сегодня в Алматы пресс-конференции, сейчас производители напитков, которые имеют собственные скважины для подземной воды, платят налог 10,6% от добычи, то есть примерно от 1 до 30 тенге за тонну воды. Платить же им предлагают 1 МРП (около 2000 тенге) за ту же тонну, сообщил Евразийский курьер.
«Налог на подземную воду для предприятий безалкогольной отрасли может вырасти в среднем в 500 раз, то есть если сейчас компания оплачивает НДПИ 2 миллиона тенге в год, то с принятием изменений ставки налог будет составлять 1 миллиард тенге», — объяснила директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева.
«Это будет иметь катастрофические последствия для пивоваренной отрасли, — назвал вещи своими именами глава Союза пивоваров Казахстана Берик Казбеков. — По нашим расчетам, коэффициент налоговой нагрузки увеличится на 37% и почти сравняется с нефтегазовой отраслью, оплата возрастет в 1500 раз. Казахстанские производители окажутся не в равных условиях со странами ЕАЭС».
Первыми уйдут иностранные инвесторы, предупредили спикеры.
«Только в «Эфес» (производитель пива) они вложили 465 млн долларов, — рассказал Чингис Каскеев, директор департамента АО «Эфес». — Мы давно говорим о создании инвестиционного рая в Казахстане. А если правительство принимает такие решения, то ни о какой стабильности налогового законодательства говорить не приходится».
Повышать ставки нужно, согласны производители, но «цивилизованно, обсуждая с бизнесом, поэтапно. А сейчас нас просто ударили обухом по голове», пожаловался г-н Каскеев и предложил: «Будет справедливо, если правительство после прошедшей деваль… понижения курса тенге рассмотрит возможность моратория на изменения налогового законодательства».
На конкретных цифрах всю нелепость ситуации показала Елена Ральникова, главный бухгалтер ТОО «Обис». Ее предприятие ежегодно платит в бюджет 430—450 млн тенге. Сейчас предполагается повысить налоговую нагрузку на 400 млн тенге, практически в 2 раза. Такую ставку не могут себе позволить даже развитые страны. В Польше вода обходится в 7 тенге за тонну, в России — 23 тенге.
Спад покупательской активности приведет к снижению зарплат и сокращению рабочих мест на 40—50%. Место казахстанской займет продукция соседей по ЕАЭС. Или — как предположили спикеры уже после пресс-конференции — какие-то «особенные» казахстанские производители, по сути — отрасль могут отдать на откуп двум-трем монополистам.
Дело в том, что до введения новой ставки НДПИ некоторые предприятия (те, что выпускают бутилированную воду) могут и не «дожить». Они уже, до изменения Налогового кодекса, получили от налоговиков уведомления, что перерасчету платежей за прошедшие… пять лет(!). Как объяснили уже после того, как пресса разошлась, организаторы, все началось год назад с судебного процесса против компании с иностранным брендом, выпускающей питьевую воду. Суд решил, что компания неправильно платила тот самый НДПИ. Вместо средневзвешенной стоимости добытой воды налогом обложили средневзвешенную стоимость готовой продукции, что, естественно, в сотни раз выше.
После такого «мудрого» решения иностранный инвестор из компании тут ушел, и она досталась казахстанскому владельцу «со всеми потрохами». Видимо, теперь «успешный» опыт налоговики решили распространить на всю отрасль.
— Мы собирались строить новое предприятие, выделили на это 3,2 млрд тенге, наш проект поддержал фонд ДАМУ, однако Комитет по госдоходам явно не желает, чтобыбизнес-сообщество строило новые заводы, а хочет уже сейчас получить деньги. Нам пришло уведомление на 6 млрд тенге — с учетом пени и штрафов. Это в 2 раза больше, чем весь наш годовой оборот, — развела руками главбух «Обиса». — Ставка должна быть обоснованной и подъемной для бизнеса безалкогольной продукции с низкой рентабельностью. Нельзя душить собственных предпринимателей! Мы требуем отозвать законопроект и уведомления о доначислениях и создать комиссию, чтобы сообща принять разумное решение.
Причем разумное решение у бизнесменов уже готово: они предлагают ставку НДПИ 3—5% (сготовой продукции), это уже в 10 раз больше, чем они платят сейчас. Но эту цифру, по словам Мамытбаевой, налоговики «проигнорировали — они ждут другую». Предприниматели, понимая, что от них мало что зависит, готовятся к худшему: пусть 1 МРП за тонну, но тогда хотя бы миллиардные перерасчеты отзовите! Сразу «двоих» Боливар точно не вынесет…
Во время пресс-конференции выступали не только спикеры за столом. Из зала то и дело вставали люди и говорили, что пострадают не только производители напитков. Представитель ассоциации молочной отрасли заявила, что все 150 их предприятий тут же закроются.
Исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева обратила внимания еще на один больной вопрос: «20% населения Казахстана, четыре миллиона человек, не имеют доступа к чистой воде. Теперь они не смогут позволить себе бутилированную воду. Налоговый комитет принимает все меры для того, чтобы просто погубить ряд отраслей, прежде всего пищевую, хлебопекарную, молочную — везде в основе процесса вода».
Как считает глава форума, причиной всего — дефицит бюджета, который надо восполнить любой ценой. «Но с другой стороны, одноразовым наполнением бюджета мы приведем отрасль к краху, — высказала свое мнение г-жа Палташева по нашей просьбе. — Да, сегодня налоговики заполнят бюджет, но завтра этих доноров уже не будет, потому что жизненный цикл предприятий будет нарушен. Причем задним числом выставляются доначисления. Еще не принята новая ставка, а у предприятий уже чуть не аресты».
…У нас же после окончания пресс-конференции остались еще вопросы. Например, почему только пивовары да производители соков-вод «кричат» о подорожании воды? Ведь если «мечта» налоговиков исполнится, то платить за воду будут больше и обычные потребители. На сколько подорожает хлеб, в каждой булке которого стакан воды? А третьесортная колбаса, состоящая из импортных добавок (взлетевших после девальвации) и отечественной воды, да еще и привезенная на подорожавшем бензине на машине с подорожавшими запчастями? Хотелось бы получить на эти вопросы ответы…
Татьяна Пенченко.