Таджикистан. Душанбе. 8 сентября 2015 года. . Для любого государства мира одной из главных задач является обеспечение энергетической безопасности. Центрально-Азиатские страны не исключение. Этот регион испытывает нарастающий дефицит электроэнергии. Поэтому для создания стабильной социально-экономической ситуации эта задача становится все более актуальной.
Напомним, что во время существования СССР между республиками Центральной Азии действовала налаженная система в водно-энергетической сфере. Кыргызстан и Таджикистан, накапливаемую зимой в водохранилищах воду, летом сбрасывали для полива пахотных земель Узбекистану, Туркменистану и Казахстану, а зимой получали от них недостающие электроэнергию, уголь и газ. Но после распада СССР все изменилось. Произошло нарушение существовавшего так называемого энергетического кольца ЦА из-за изменения в регионе отношений между политическими элитами, оказавшимися в новых реалиях, что в свою очередь привело к формированию новых межгосударственных экономических отношений, сообщил Евразийский курьер.
Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан первыми ощутили на себе последствия разрушения схемы энергетического обмена. Теперь природный газ в Таджикистан начал поступать исключительно через Узбекистан. Такая ситуация привела к энергозависимости республики от своего соседа. Своих мощностей ему явно не хватает, а отношения с Ташкентом весьма сложные. В сложившейся ситуации водные ресурсы превращаются в товар. Таджикистан в зимнее время использует воду для выработки электроэнергии и реализовывает свои планы сооружения новых гидроэнергетических объектов на своей территории.
Такие действия Душанбе приводят к тому, что в зимнее время происходит систематическое затопление части сельскохозяйственных угодий в соседних республиках, а летом наоборот происходит дефицит воды. В итоге наносится экономический ущерб странам Центральной Азии. Для решения энергетических проблем Таджикистан намерен построить на своей территории крупные ГЭС, что в свою очередь, по мнению руководства некоторых республик, может привести к негативным проблемам для региона. Поэтому Узбекистан предложил проводить независимые экспертизы при возведении ГЭС. Правительство Казахстана и Туркменистана поддержали позицию Ташкента.
Таким образом, вышеуказанные проблемы Душанбе пытается решить путем строительства ГЭС. Поэтому была принята «Долгосрочная программа строительства цикла малых электростанций в период 2009-2020 годов», которая подразумевает сооружение сто девяносто малых гидроэлектростанций до 2020 года. Так, в настоящее время практически завершено строительство 8 малых гидроэлектростанций в приоритетных районах республики таких как «Марзич» в районе Айни, «Шашболо» в районе Нурабад, «Сангикар» в Раштском районе, «Фатхобод» в Таджикабадском районе, «Питавкул» в Джиргитальском районе, «Хорма» в Бальджуванском районе, «Ширкент» в районе Турсунзаде и «Точ» в районе Шахринав. Отметим, что еще в 2014 году семь из них сданы в эксплуатацию. По данным Министерства энергетики и водных ресурсов РТ, из более 300 малых ГЭС, построенных на территории Таджикистана до начала нынешнего года, примерно 170 не работают в зимний период, так как в это время не хватает воды для их функционирования.
Однако малые электростанции не способны полностью преодолеть проблему. Поэтому Таджикистан рассчитывает решить свои энергетические трудности путем завершения сооружения Рогунской ГЭС на реке Вахш, строительство которой началось еще во время существования СССР. Но против данного проекта выступает соседний Узбекистан, который считает, что возведение дамбы ГЭС приведет к продовольственной и экологической катастрофе в регионе. Поэтому Душанбе еще в 2008 году обратился во Всемирный банк с просьбой провести независимые экологические и технические экспертизы, которые признали, что никакой угрозы для стран низовья не представляет. Но несмотря на все противоречия и трудности, в том числе финансовые, по данным председателя Государственного комитета по инвестициям и государственному имуществу РТ Кодири Косим, первые две турбины Рогунской ГЭС будут запущены до 2018 года. Возникают вопросы: не приведет ли это к экологической катастрофе или угрозы вовсе нет? А может быть Узбекистану экономически выгодно противостоять строительству ГЭС? Время покажет…
Посредником в решении водно-энергетической проблемы в Центральной Азии может выступить Россия, так как она является правопреемницей СССР. В сложившихся непростых условиях нужно искать новые схемы и формы многостороннего международного сотрудничества. Новое партнерство посредством региональной экономической интеграции может изменить негативные факторы прошлых лет и положить начало новым положительным достижениям будущего. В этой связи важным является усиление сотрудничества в рамках ШОС и ЕАЭС, где возможна выработка эффективных мер по укреплению взаимного доверия и построение нового диалога о формировании общерегиональной системы межгосударственных отношений.
Руслан Хадемуллин.