Россия. Москва. 2 июля 2019 года. За пять лет существования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) удалось создать наднациональное законодательство, упростившее перемещение инвестиций, товаров, услуг и рабочей силы в едином экономическом пространстве. Разбираемся, каковы проблемы и перспективы ЕАЭС.
В мае в столице Казахстана, Нур-Султане, состоялось юбилейное заседание Высшего Евразийского экономического совета по случаю пятилетия подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. В итоговом документе было отмечено, что за первое пятилетие своего существования страны — члены ЕАЭС «сформировали масштабный единый рынок, который обеспечил возможности для стабильного развития национальных экономик в условиях сложной макроэкономической ситуации и глобальных вызовов, с которыми сегодня сталкиваются все государства».
Сквозь грозы. Как и положено, в юбилей руководители стран-участниц обсуждали достижения союза и акцентировали внимание на показателях роста, однако и проблемные вопросы не остались без внимания. Прежде всего, это низкие темпы роста ВВП (ниже мировых) и явно недостаточное увеличение взаимной торговли и инвестиций.
Действительно, отмечаемая в итоговых документах положительная динамика экономических показателей относится лишь к 2017–2018 годам, при том что она лишь выправила отрицательный тренд, характерный для предыдущих лет. Это относится к внешней торговле ЕАЭС с третьими странами и между странами-участницами, ее восстановительный рост в 2017–2018 годах не смог обеспечить достижения уровня 2014 года. Более того, в нынешнем году можно ожидать замораживания или даже снижения темпов роста экспорта и импорта. Об этом свидетельствуют данные за I квартал: товарооборот ЕАЭС с третьими странами составил 172 млрд долларов, что соответствует уровню аналогичного периода 2018 года. При этом оборот взаимной торговли снизился с 14,2 млрд долларов в I квартале 2018 года до 13,2 млрд долларов в аналогичном периоде текущего года.
Удельный вес взаимной торговли стран ЕАЭС в общем объеме внешней торговли всех членов союза остается низким — 7,9% в 2018 году. Это существенно ниже, чем аналогичный показатель МЕРКОСУР (торгово-экономический союз Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая и ассоциированных членов — Боливии и Чили) — около 20%, а также АСЕАН (межправительственная организация Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Филиппин, Брунея, Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и Камбоджи) — 26%. В странах Европейского союза доля взаимной торговли превышает 70%.
Это свидетельствует о слабой взаимодополняемости экономик стран — участниц ЕАЭС, а также о невысокой доле готовых изделий в экспорте. Действительно, поставленная задача модернизации товарной структуры взаимной торговли решается медленно. В структуре взаимного экспорта отмечается уменьшение удельного веса минеральных продуктов — с 33,4% в 2015 году до 28,7% в 2018 году, продовольственных товаров, а также сельскохозяйственного сырья — с 15,2 до 14,6%. Это в значительной степени связано с динамикой мировых цен, а не физических объемов поставок. Доля машин и оборудования в структуре взаимного экспорта в 2018 году составила 19,1%. Такие результаты представляются весьма скромными, учитывая поставленные перед ЕАЭС амбициозные цели по увеличению в экспорте доли товаров с высокой добавленной стоимостью в два раза.
Труд и подвиги. К достижениям следует отнести ввод в действие с 1 января 2018 года нового Таможенного кодекса ЕАЭС, который существенно упростил процедуру перемещения товаров через таможенные границы союза в том числе благодаря внедрению системы электронного декларирования (время выпуска товаров в свободное обращение сократилось в шесть раз, а регистрации таможенной декларации — в два раза). Другим фактором увеличения взаимной торговли стало принятие государствами-членами 47 технических регламентов, обеспечивающих безопасность товаров на едином союзном рынке.
Кроме того, повысились международные рейтинги государств — членов ЕАЭС. Так, в рейтинге Всемирного банка (ВБ) «Doing Business Report — 2019» союз занимает 31-е место. По Индексу глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index), рассчитанному в 2018 году Всемирным экономическим форумом, ЕАЭС поднялся на 45-е место из 140, а по Индексу эффективности логистики (Logistics Performance Index 2018), публикуемому Всемирным банком, переместился вверх на 22 пункта (с 98-го на 76-е место). Эти данные свидетельствуют о том, что провал 2015–2016 годов постепенно преодолевается.
Также видны результаты усилий по укреплению позиций союза в системе международных экономических отношений. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с Грецией, Иорданией, Камбоджой, Кубой, Марокко, Монголией, Перу, Республикой Кореей, Сингапуром, Чили и Эквадором, а также с объединениями АСЕАН, МЕРКОСУР, Андским сообществом и Латиноамериканской экономической системой. Функционирует созданная в 2016 году зона свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Вьетнамом: в 2017 году товарооборот между сторонами увеличился на 36,7%, в 2018 году — еще на 12,8%. В 2018 году Евразийским экономическим союзом заключены временное соглашение о формировании ЗСТ с Ираном и соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем в рамках проекта сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс — один путь». Ведутся переговоры о создании ЗСТ с Израилем, Сербией, Индией и Египтом. В целом более 40 стран и объединений объявили о намерении заключить с ЕАЭС соглашения о либерализации торговли. ЕАЭС для них — интересный рынок со 183 млн потребителей и привлекательным промышленным, сельскохозяйственным и научным потенциалом.
В фокусе внимания ЕАЭС находится программа создания единого цифрового пространства в рамках одобренного документа «Основные направления реализации цифровой повестки до 2025 года». Уже стартовали и успешно реализуются несколько проектов, призванных концептуально изменить положение союза в мировом экономическом пространстве. На юбилейном заседании был подписан договор о формировании общего рынка электроэнергии. Два других ожидающих подписания договора предполагают создание к 2025 году единых рынков углеводородов и финансов.
К торжеству. Перед союзом стоит серьезная цель — стать современным объединением, удобным для бизнеса, привлекательным для инвесторов, одним из мировых экономических центров, определяющих глобальную экономическую повестку.
Однако реализация этой цели будет происходить в условиях конкуренции с Европейским союзом и набирающим обороты проектом «Один пояс — один путь», перспективы сотрудничества с которым пока не ясны. Кроме того, не следует упускать из виду, что формирование единого рынка на пространстве ЕАЭС — не самоцель. Углубление интеграции должно служить задачам повышения уровня благосостояния населения и модернизации экономики стран-членов. Для этого надо продолжать последовательную работу по снижению барьеров, пока еще достаточно высоких, и облегчению условий ведения бизнеса.
Одной из первостепенных задач должно стать взаимное признание электронных цифровых подписей и банковских гарантий, а также создание единой электронной платформы госзакупок в ЕАЭС. Особенно важно поддерживать макроэкономическую стабильность путем координации монетарной, внешнеторговой и валютной политики стран-членов, что будет способствовать экономическому росту и процветанию всех стран союза.
Евгений Герман, доцент кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова; Татьяна Кузьмина, профессор кафедры мировой экономики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).