Калининградская область и вопросы защиты прав семьи, материнства и детства

image

Россия. Калининград. 15 ноября 2015 года. . В Калининграде сетевая газета Янтарный Край — Online Калининград совместно с информационным агентством Rainbow продолжает серию публикаций, основанных на Докладе уполномоченного по правам человека Владимира Никитина «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2014 год.

О мерах по защите прав семьи, материнства, детства (ст. 5, 7, 9, 20, 21, 25, 38 Конституции РФ)

Вопросы улучшения положения семей с детьми являются приоритетными в государственной социальной политике России. Согласно ст.ст. 7, 38 Конституции РФ «Российская Федерация — социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

В соответствии с международными правовыми актами семья является основной ячейкой общества, естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и со стороны государства и общества ей должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании12. Статьей 16 Европейской социальной хартии13 закреплено право на социальную, юридическую и экономическую защиту семьи. С целью реализации указанных положений Конституции Российской Федерации и международных документов в Российской Федерации в 2014 году утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года14. Она содержит комплексный анализ современного состояния института семьи, прежде всего семей с детьми, эффективности предпринимаемых органами государственной власти мер по поддержке семьи и увеличению рождаемости, действующего законодательства, а также общественное видение целей, задач, приоритетов семейной политики России, комплекс законодательных предложений, направленных на их реализацию.

Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.

Многолетний опыт деятельности аппарата Уполномоченного по правам человека показывает, что главной причиной конфликтов в семье является упадок семейных ценностей, построенных на нравственных основах. Распространенной ситуацией является обращение в аппарат Уполномоченного по правам человека женщин в защиту прав «ребенка». При более детальном рассмотрении обращений оказывается, что эти «дети» не только совершеннолетние, но уже сами зачастую являются родителями, но так и не научились самостоятельно решать жизненные проблемы, полагаясь на помощь родителей. В то же время, когда их мамы и папы становятся немощными, нуждающимися в их помощи и заботе, в семьях не оказывается никого из родных, кто захотел бы и смог бы помочь старикам в тех проблемах, с которыми они сталкиваются, так как вследствие чрезмерной опеки своих родителей дети выросли эгоистами.

В целях предупреждения таких ситуаций приоритетами государственной семейной политики должны стать утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе, обеспечение семьей и государством заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создание условий для их долголетия.

По информации Министерства социальной политики Калининградской области, в регионе реализуется план мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации на период 2013 — 2017 годов, утвержденный Губернатором Калининградской области.

По состоянию на 1 декабря 2014 года численность постоянного населения составила 968,2 тыс. человек и увеличилась за год на 5092 человека. Рост числа жителей области обусловлен существенным увеличением миграционного прироста и ростом рождаемости. Ожидаемая продолжительность жизни возросла с 2007 по 2013 год с 65 до 70 лет, уровень рождаемости увеличился за тот же период с 10,9 до 12,6 человека на 1000 человек, уровень смертности сократился с 15,4 до 13,3 человека на 1000 человек населения. Естественная убыль населения уменьшилась в абсолютном выражении с 4,2 тысячи человек в 2007 году до 0,7 тысячи в 2013 году, в расчете на 1000 человек населения — с 4,5 до 0,65.

Фактором, оказывающим существенное влияние на демографическую ситуацию, остается разрыв численности мужского и женского населения. По состоянию на 1 января 2014 года женщины составляли 53% населения, мужчины – 47%. Перевес численности женского населения отражается на показателях браков и разводов и, соответственно, на воспроизводстве населения.

По соотношению браков и разводов в 2013 году ситуация ухудшилась – число браков снизилось с 9177 до 8960, разводов выросло с 5237 до 5732. Коэффициент брачности снизился до 1,56. В 2014 году ситуация несколько улучшилась – число браков выросло до 9121, число разводов снизилось до 5547, коэффициент брачности увеличился до 1,64.

Введение различных мер социальной поддержки, стимулирующих рождение детей, позитивно сказывается на демографической ситуации. Сохраняется тенденция роста рождаемости — в 2014 году на 2%. По информации ЗАГС (Агентства) Калининградской области доля рожденных вторых и последующих детей достигла 57 процентов, а третьих и последующих — 15 процентов. В 2013 году количество рожденных третьих и последующих детей выросло по сравнению с 2012 годом на 25 процентов, в 2014 году — на 8 процентов.

Одним из основных национальных приоритетов России является обеспечение благополучного и защищенного детства.

В целях защиты прав детей была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы19. В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года20.

В Калининградской области принята Концепция действий в интересах детей на 2012-2017 годы.21 Губернатором Калининградской области 20 ноября 2012 года был утвержден План мероприятий по реализации Концепции в интересах детей в Калининградской области на 2012 -2014 годы.

В рамках исполнения Плана в Калининградской области осуществляется оказание материальной помощи семьям, особенно наиболее уязвимым в социальном плане, в том числе многодетным семьям. Для них предусмотрено 6 видов выплат: ежемесячное пособие многодетной семье, ежемесячная денежная выплата, единовременная выплата при рождении на 3-го и последующих детей, ежегодная выплата на подготовку детей к школе, материнский (семейный) капитал, ежемесячная выплата при рождении 3-го и последующих детей.

Выплаты многодетным семьям в Калининградской области в 2014 году

Вид выплаты

Размер выплаты, руб.

Ежемесячное пособие многодетной семье

На 1-го и 2-го – по 250

На 3-го и 4-го – по 500

На 5-го и 6-го – по 1000

На 7-го – 1500

На 8-го – 2000

На 9-го и последующих — 2500

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

1550

Единовременная выплата при рождении

10000 (на 3-го и последующих)

Ежегодная выплата на подготовку к школе

(на каждого школьника)

В семье с 3-5 детьми — по 1500

В семье с 6 и более детьми — по 3000

Материнский (семейный) капитал

При рождении 3-го и 4-го — 100 000

При рождении 5-го и последующих — 200 000

При рождении тройни – 1 000 000

Ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го и последующих детей

6740

В 2014 году детские пособия получали 36 тысяч семей, в том числе 6 тысяч семей, имеющих трех и более детей.

Семьи с 1-2 детьми получают ежемесячное пособие на ребенка, предусмотренное федеральным законодательством, в размере 250 рублей (одиноким матерям и семьям военнослужащих по призыву – 500 рублей). При наличии в семье ребенка-инвалида семье выплачивается ежемесячное пособие в размере 2000 рублей.

Все ежемесячные детские выплаты, а также региональный материнский (семейный) капитал предоставляются с учетом доходов семьи по принципу адресности социальных выплат, направление их наиболее нуждающимся семьям. Внесение изменений в Закон Калининградской области «О пособиях гражданам, имеющим детей, в части установления с 2013 года ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на третьего и последующих детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» принципиально изменило систему поддержки многодетных семей.

Многодетная семья в Калининградской области получает:

— при рождении ребенка единовременно 10 000 и 13 742 рубля из регионального и федерального бюджетов соответственно;

— до трех лет ребенку – ЕДВ на третьего и последующих детей в размере прожиточного минимума на детей – 6740 рублей;

— до полутора лет – федеральное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не менее 5143 рублей;

— региональный материнский (семейный) капитал – от 100 000 рублей, который при достижения года ребенку можно тратить на ремонт, приобретение автомобиля, мебели, бытовой техники и др.

В дополнение к данным выплатам при отнесении семьи к категории малообеспеченных семьи получают:

— ЕДВ многодетной семье – 1550 рублей;

— ежемесячное пособие многодетной семье – от 1000 рублей и выше в зависимости от количества детей.

Многодетные семьи в период до достижения ребенку 3-летнего возраста имеют социальную поддержку в объеме 2-3-кратного прожиточного минимума. Таким образом, действующая система материальной поддержки семей с детьми, ориентированная на приоритет многодетных семей, с учетом федеральной и региональной составляющих в настоящее время обеспечивает минимальные государственные гарантии указанным семьям.

Важной проблемой, требующей первостепенного решения, без чего невозможно улучшение демографической ситуации, является необеспеченность семей с детьми жильем. В целях реализации Закона Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»22 в регионе проводится работа по предоставлению бесплатных земельных участков многодетным гражданам.

По инициативе прокуратуры Калининградской области в 2014 году были внесены изменения в указанный Закон в части установления сроков формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям. По информации Министерства социальной политики Калининградской области, в регионе проживают 6505 многодетных граждан. В 2014 году органами местного самоуправления многодетным гражданам предоставлено 1189 земельных участков. По состоянию на 1 января 2015 года на учете в муниципалитетах в целях получения земельных участков продолжают оставаться 4433 многодетных гражданина, из них 2375 (54%) – в городе Калининграде.

Мониторинг исполнения муниципальными образованиями Калининградской области планов мероприятий по предоставлению многодетным гражданам земельных участков в собственность бесплатно

22 Закон Калининградской области от 21.12.2006 N 105 (ред. от 06.10.2014) «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» осуществляет Министерство по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области. По информации Министерства, среди субъектов Северо-Западного Федерального округа Калининградская область по проценту исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», по состоянию на 1 января 2014 года, занимала 9-е место из 11 субъектов (16,4 %). Процент исполнения, по состоянию на 1 октября 2014 года, составлял 25,5 %.

Высокий процент исполнения Указа наблюдается в муниципальных образованиях «Мамоновский городской округ», «Светлогорский район», «Советский городской округ». Отсутствие динамики — в МО «Краснознаменский муниципальный район», «Нестеровский район», МО «Янтарный городской округ».

Исключительно низкий процент исполнения установлен в МО «Городской округ Город Калининград». В то же время впервые с 2011 года в Калининграде появилась положительная динамика предоставления земельных участков многодетным гражданам — из 20 всего предоставленных земельных участков, 11 из них выделено в 2014 году. По информации администрации ГО «Город Калининград» в настоящее время разработаны проекты планировки территорий, в границах которых планируется предоставление многодетным гражданам около 1050 земельных участков.

Органами прокуратуры установлено, что администрацией МО «Гвардейский район» ненадлежащим образом организована работа по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно многодетным семьям, в связи с чем в течение длительного времени граждане не могут реализовать свое право на получение земельного участка в собственность бесплатно для строительства индивидуального жилого дома. Прокурором Гвардейского района в суд предъявлено 40 заявлений в интересах указанной категории граждан о признании незаконным бездействия Управления имущественных и земельных отношений администрации МО «Гвардейский район», об обязании Управления предоставить на территории МО «Гвардейский район» земельные участки в собственность бесплатно. Заявления рассмотрены и удовлетворены.

В 2014 году Уставным Судом Калининградской области рассматривалось обращение депутата Калининградской областной Думы В.Т. Султанова в защиту прав многодетных семей, претендующих на предоставление земельных участков. Согласно одному из положений Закона «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» многодетную семью ставят в конец очереди, если она отказалась более двух раз от предоставления земельного

участка. Депутат выразил мнение, что многодетных граждан не должны в такой ситуации ставить в конец очереди. Уполномоченный по правам человека поддержал позицию депутата, выразив Уставному Суду свое мнение о том что указанная норма Закона нарушает права многодетных граждан, так как причины отказа от участка могут быть объективными, к примеру, в связи с предоставлением участка земли, непригодного для строительства жилого дома. Однако Уставный Суд не усмотрел нарушений прав многодетных семей.

Поддержка семьи, материнства и детства, профилактика социального сиротства является одним из ключевых направлений деятельности органов социальной защиты Калининградской области.

На особом контроле находится вопрос охраны и реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения главной цели – реализации основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье — в Калининградской области разработана Стратегия развития органов социальной защиты населения и служб помощи семье и детям Калининградской области, в рамках которой осуществляется модернизация их деятельности.

Важным этапом реализации Стратегии стало объединение усилий органов опеки и попечительства над несовершеннолетними и социальной защиты населения в деятельности по профилактике социального сиротства, семейного и детского неблагополучия.

С 1 октября 2013 года полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними осуществляет Министерство социальной политики, что позволило приступить к формированию единой системы, призванной в комплексе решать проблемы социального сиротства, раннего выявления семейного неблагополучия и оказания своевременной помощи семье по выводу из трудной жизненной ситуации, детской безнадзорности, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.

В 2014 году в абсолютном большинстве муниципалитетов области органы опеки и попечительства над несовершеннолетними объединены с органами социальной защиты населения.

В результате принимаемых мер в Калининградской области наблюдается динамика сокращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года сокращение числа детей названной категории составило 16,8 % — с 1205 до 1003 человек. По состоянию на 1 января 2015 года в региональном банке содержалась информация о 771 ребенке. Снижение составило 23%.

В связи с уменьшением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Калининградской области уменьшается и

количество организаций для таких детей. С 1 января 2014 года в ведение Министерства социальной политики переданы 7 детских домов, которые реформированы в Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с широким спектром услуг для детей, замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реорганизация детских домов в многофункциональные центры связана с тем, что региону необходимы такие учреждения, которые занимались бы не только содержанием и воспитанием детей-сирот, но и работали бы с семьей, как с кровной, так и с замещающей, занимались постинтернатной адаптацией выпускников учреждений, поисками и подготовкой будущих родителей, устройством детей в семьи.

Особая роль в реализации Концепции отводится специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В шести социальных приютах и стационарных отделениях Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ежегодно получают помощь более 600 детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

В 2014 году произошла реорганизация Центра помощи семье и детям «Исток» (присоединен к Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наш дом»), детского приюта «Ковчег» (присоединен к Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Росток»), отделения приюта Центра помощи семье и детям «Крошка дельфин» (присоединено к Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Теплый дом»). Такое решение обусловлено временем, так как наибольшую актуальность приобрели учреждения, которые комплексно решают задачи: воспитание и содержание детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; круглосуточный прием несовершеннолетних и проведение первичного медицинского обследования; помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе сопровождение психологом, социальным педагогом и другими специалистами; дневное пребывание несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; профессиональная ориентация и социальная (постинтернатная) адаптация выпускников учреждений; подготовка и сопровождение замещающих семей. Реагируя на проблемы в социальной сфере и реализуя задачу по организации раннего выявления детского и семейного неблагополучия, структура действующих учреждений изменилась в сторону оказания услуг, прежде всего профилактического характера.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролируются Уполномоченным по правам ребенка в Калининградской области. С целью повышения эффективности деятельности учреждений разработаны критерии оценки качества их деятельности, для проведения оценки приглашаются независимые эксперты, в каждом учреждении действует попечительский совет, реализуется принцип общественно-государственного управления.

Комплекс реабилитационных мер направлен на устранение трудной жизненной ситуации воспитанника, восстановление его социального статуса, содействие возвращению ребенка в кровную семью либо определению в замещающую семью.

Доля семейного устройства после реабилитации достаточно высока и составляет 74%, что свидетельствует об исполнении приютами основной задачи. Министерством принято решение о реорганизации двух приютов и одного стационарного отделения путем присоединения к центам помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

В регионе в каждом муниципальном образовании созданы службы помощи семье и детям. В практике работы учреждений помощи семье и детям используются такие формы и технологии как социально-педагогические консилиумы, социальный патронат неблагополучных семей и детей, раннее выявление семейного неблагополучия, работа выездных консультационных бригад, клубная деятельность.

Министерством социальной политики области были разработаны и внедрены «Методические рекомендации по организации социальной работы органов социальной защиты населения и центров (отделений) помощи семье и детям в решении проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении». Указанные методические рекомендации дали толчок для осуществления внедрения эффективных технологий и новых форм работы: раннее выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; социальный патронаж, социальный контракт; группы дневного пребывания при центрах и отделениях помощи семье и детям; группы «Мать и дитя»; медико-социально-экономическая реабилитация женщин с алкогольной зависимостью и др.

В последние годы серьезной социально-нравственной проблемой являются факты отказов матерей от новорожденных детей, аборты.

Предупреждая ситуации отказа от новорожденных детей, Министерством социальной политики Калининградской области совместно с Министерством здравоохранения Калининградской области с 2013 г. реализуется Регламент взаимодействия по профилактике отказов от новорожденных детей.

Основная роль по реализации данного направления отведена Калининградскому центру социальной помощи семье и детям. В рамках модернизации деятельности данного учреждения в Калининграде открыто отделение по профилактике отказов от новорожденных детей.

Своевременная встреча с женщиной, оказание социально-психологической поддержки и содействия в оформлении документов, в урегулировании отношений с родственниками, а также помощь в подготовке «приданого» для малыша позволяют предотвратить кризисную ситуацию.

С принятием данного регламента на новую ступень поднялось взаимодействие социальных служб с родильными домами и перинатальным центром. В результате проводимой совместной работы число отказов матерей от новорожденных детей снижается: в 2012 году – 54, в 2013 – 28, в 2014 – 22.

Службами помощи семье и детям и муниципальными органами социальной защиты населения при организации социальной помощи, в частности, при осуществлении социального сопровождения семьи особое внимание уделяется семьям одиноких матерей, в том числе выпускницам интернатных учреждений. Для того чтобы одинокая мать могла оставить малолетнего ребенка под присмотром опытных педагогов на время, необходимое ей для решения жизненно важных вопросов (оформление документов, посещение медицинских учреждений, поиск работы и т.д.), в Калининграде и Багратионовске открыты оборудованные отделения при Центрах помощи семье и детям. Дети в возрасте 5-12 лет в процессе работы с семьей определяются в группы дневного пребывания, функционирующие при центрах в большинстве муниципальных образований области. Оказывается гуманитарная помощь в виде одежды, обуви и питания для детей.

При крайне сложной ситуации, сложившейся в семье одинокой матери, администрация муниципального образования, на территории которого проживает женщина, может поддержать просьбу матери и обратиться с ходатайством в Министерство здравоохранения Калининградской области о временном определении ребенка в возрасте до 4-х лет в дом ребенка. Подобные ходатайства рассматриваются комиссией, созданной в соответствии с приказом Министерства здравоохранения «О порядке временного помещения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дома ребенка Калининградской области и выписки из них». В течение времени, на которое ребенок помещается в дом ребенка, муниципальные органы социальной защиты населения и службы помощи семье и детям организуют реабилитационную работу с матерью и другими членами семьи в целях решения имеющихся проблем и нормализации положения для возврата ребенка в родную семью.

В Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Надежда» открыто стационарное отделение для беременных женщин, женщин с детьми в возрасте до 3 лет. В названном отделении женщины «группы риска» (беременные, с детьми до 3 лет) имеют возможность проживать, обеспечиваться горячим питанием, получать реабилитационные услуги. Специалисты отделения оказывают женщинам необходимую психологическую, юридическую, социальную и иную поддержку. Акцент в работе делается на решении вопросов трудоустройства и занятости женщин (профориентация, приобретение специальности и п.т.), тем самым помогая женщине обеспечивать свою экономическую самостоятельность.

В конце 2014 года с целью повышения эффективности работы с женщинами, в том числе с детьми, находящимися в группе риска, принят новый совместный приказ министерств социальной политики и здравоохранения Калининградской области, который установил Порядок взаимодействия их и подведомственных им учреждений при организации работы с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 1 года, с высоким риском неблагополучия..

Полагаю, что система государственной помощи женщине-матери должна гарантировать ей социальный статус, включая наличие жилья, социально-психологической поддержки, получение медицинской помощи, трудоустройства для возможности достойного содержания и воспитания детей.

Особое место в системе мер поддержки семей с детьми отведено организации и проведению летней оздоровительной кампании.

Всеми формами отдыха, оздоровления и занятости детей в 2012 году охвачено 93,6 тыс. человек (98,9% от общего числа детей, подлежащих отдыху и оздоровлению), в 2013 году – 96,8 тыс. человек (98%) , в 2014 году – 98724 (98,3%), что превышает планируемый показатель (96%).

В результате проводимых мероприятий число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, уменьшилось с 35448 в 2012 году до 28058 в 2014 году;

— число семей, находящихся в социально опасном положении сократилось с 783 в 2012 году до 362 в 2014 году;

— число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось с 5939 в 2012 оду до 5092 – в 2014 году;

— число детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось с 1205 в 2012 оду – до 771 в 2014.

Информация, предоставленная Калининградским областным судом, также подтверждает тот факт, что в 2014 году количество дел о лишении родительских прав, рассмотренных судами области снизилось — с 399 дел до 343 дел — на 14,1 %.

Между тем, их число по-прежнему остается высоким, что в совокупности с показателями удовлетворения требований (84,6 % — из 299 дел, рассмотренных с вынесением решения, требования удовлетворены по 253 делам) свидетельствует о распространенности фактов нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних детей и требует внимания к данному вопросу со стороны соответствующих государственных органов.

Традиционно одной из наиболее актуальных проблем реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа является обеспеченность их жилыми помещениями.

По информации прокуратуры Калининградской области, прокурорами в 2014 году в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в суды направлено 190 исковых заявлений, что в 3 раза больше, чем в 2013 году.

Уполномоченным по правам человека в 2014 году рассмотрено 38 обращений от лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 2,2% от общего количества обращений. Как правило, это жалобы на непредоставление жилья либо на неудовлетвори-тельное состояние жилья. В 2013 году рассмотрено 115 таких обращений — 7% от общего количества.

Вступивший в силу 1 января 2013 года Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изменил схему обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также значительно расширил круг лиц, имеющих право на получение жилья. Если раньше право на жилое помещение имели только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имевшие закрепленного (сохраняемого) жилого помещения и признанные нуждающимися в жилье до достижения 23 лет, то теперь право на жилое помещение специализированного жилищного фонда имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа:

— не реализовавшие до 2013 года свое право на жилое помещение;

— не имеющие жилого помещения;

— которые не могут вернуться в свое жилое помещение по различным причинам: жилье непригодно для проживания; площадь жилья на 1 зарегистрированного в нем менее учетной нормы; проживание в жилье лиц, страдающих хроническими заболеваниями (алкоголизм, наркомания, туберкулез, психические и иные заболевания); проживание в жилье родителей, лишенных родительских прав (при наличии судебного решения об отказе в принудительном обмене жилья) и др. До вступления в силу нового законодательства в 2011 году в Калининградской области обеспечению жильем подлежало 269 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них обеспечено 140, в 2012 году – 281, из них обеспечено 186. В 2013 году право на жилое помещение возникло у 503 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них обеспечено 163. До 2013 года жилье для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобреталось муниципальными образованиями по месту выявления гражданина, лишившегося родительского попечения. В основном жилье приобреталось на вторичном рынке в связи с чем имелись значительные нарекания по качеству предоставленного жилья.

Правительством Калининградской области с 2013 года сделано несколько серьезных шагов по разрешению проблемы обеспечения жильем детей-сирот. Принято решение обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, новым жильем, построенным в крупных городах области, где имеется работа, образовательные учреждения, развитая инфраструктура.

Такой подход позволил решить сразу несколько проблем.

Во-первых, решена проблема предоставления сиротам некачественного жилья органами местного самоуправления, приобретенного на вторичном рынке.

Во-вторых, проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда позволяет в течение 5 лет сопровождать процесс социализации и адаптации к условиям самостоятельного проживания.

В-третьих, предоставление жилья осуществляется с учетом пожеланий самих лиц из числа детей-сирот — по месту обучения, работы, жительства семьи и т.д.. В 2014 году благоустроенные квартиры приобретены в городах Багратионовск, Советск, Черняховск, Гусев, Светлогорск, Калининград.

В регионе создана нормативная база, обеспечивающая реализацию и защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. На территории области формируется специализированный жилищный фонд для обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей. Организована широкая просветительско-информационная деятельность, направленная на разъяснение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (курсы повышения квалификации и семинары для работников муниципальных органов опеки и попечительства, подготовка информационных материалов для размещения на стендах в общедоступных местах, издание брошюр «Подсказки выпускнику детского дома», актуализация законодательства, размещенного на официальном сайте Министерства социальной политики).

По состоянию на 31.12.2014 список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Калининградской области включено 1589 человек, из них 991 человек достиг возраста обеспечения жилыми помещениями в 2014 году, в 2015 году – 199 человек, в 2016 году – 196 человек, в 2017 году – 135 человек, в 2018 году — 68 человек.

С учетом потребности встал вопрос увеличения финансирования. Пунктом 2 статьи 7 Закона Калининградской области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» было предусмотрено, что Правительство Калининградской области вправе в рамках целевой программы Калининградской области «Дети-сироты» на 2012-2016 годы принимать расходные обязательства, превышающие соответствующие бюджетные ассигнования, предусмотренные Законом на 2014 год на сумму не более 100 млн. рублей, в пределах объема остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета на 1 января 2014 года.

Было принято решение о выделении дополнительных средств областного бюджета на указанные цели в объеме 99876,92 тыс. рублей. В итоге для реализации права детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на получение жилого помещения в 2014 году в консолидированном бюджете Калининградской области было предусмотрено 218 543,66 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета составили 18 714,56 тыс. рублей (с учетом остатков прошлых лет).

В 2014 году жилыми помещениями обеспечен 161 человек. В городе Калининграде завершено строительство жилых домов, в которых 108 квартир выделены детям-сиротам. Проведены аукционы и заключены контракты купли – продажи 41 квартиры на территории Калининградской области для обеспечения жильем специализированного жилищного фонда указанной категории граждан.

Общая численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жильем по состоянию на 01.01.2015 года, составила 1029 человек (без учета тех, кто будет включен в список в 2015 году). В Законе Калининградской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на приобретение и строительство жилья предусмотрено 125 877.35 тыс. руб. (из них из Федерального бюджета — 25 846.1 тыс. руб., из бюджета Калининградской области – 100 031.25 тыс. руб.).

Кроме того, в 2015 году могут быть заключены государственные контракты, предметом которых является приобретение в рамках Государственной программы Калининградской области «Социальная поддержка населения» жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на сумму, превышающую соответствующие бюджетные ассигнования, но не более, чем на 500 млн. рублей, с условием оплаты предмета закупки в 2016 году. Это беспрецедентное увеличение финансирования. Расчет сделан на то, что рынок отреагирует на данное предложение, спрос на однокомнатные квартиры должен повлечь увеличение предложений. В 2014 году проведение аукционов по приобретению однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

было затруднено скудностью предложений, половина объявленных торгов не состоялись по причине отсутствия заявок от участников.

В ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека неоднократно поднималась проблема о необходимости совершенствования системы постинтернатной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в Калининградской области создана система сопровождения адаптации к самостоятельной жизни лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших жилье.

В 2014 году для лиц, не имеющих жилых помещений, функционировали 5 отделений и Центр постинтернатной адаптации для сопровождения и временного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 23.06.2014 г. на базе Центра социальной помощи семье и детям в целях оказания своевременной психологической, социальной, юридической и иной необходимой помощи лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с функционирует отделение постинтернатной адаптации и социальной реабилитации лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Открытие нового отделения Центра помощи семье и детям было связано с необходимостью качественной интеграции выпускников в социальное пространство прав и обязанностей и обеспечение их социальной защиты в постинтернатный период. Работа отделения востребована среди граждан, получивших жилье специализированного жилищного фонда Калининградской области в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ведется разъяснительная работа по вопросам своевременной оплаты жилых помещений, содержания жилья в надлежащем состоянии, соблюдения правил безопасности и профилактики нарушения общественного порядка. Создаются условия для развития личностных качеств выпускников интернатных учреждений, необходимых для их успешной социальной адаптации, и социальных мер защиты данной категории граждан. Часть семей, члены которых являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на социальном патронате в отделении. Граждане, испытывавшие трудности в трудоустройстве, устроены на работу. Оказано содействие в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения.

В ряде случаев ведется работа по лечению граждан от алкогольной зависимости. Сотрудниками Центра и его подразделений организован обход порядка ста граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда Калининградской области с целью выявления факта не проживания в предоставленном жилье, а также причин и условий затруднений в адаптации новоселов к самостоятельной жизни.

Специалистами отделения оказываются необходимые социальные услуги населению данного микрорайона, а также организована работа с молодыми людьми из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На базе отделения открыты консультационный пункт, группы психологической поддержки, реабилитационные группы: «Мать и дитя», «Малышка», «Подросток». В настоящее время более 180 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили необходимые услуги в отделении.

Совершенствуя систему работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленную на воспитание и обучение находящихся в них детей, подготовку их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждений, в 4 центрах помощи детям («Надежда», «Наш дом», «Эдельвейс», «Тёплый дом») созданы и успешно функционируют отделения постинтернатной адаптации, в которых реализуются программы социальной адаптации воспитанников.

В декабре 2014 года было открыто отделение постинтернатной адаптации на базе Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Росток» (г. Гусев).

В отделениях постинтернатной адаптации проживают выпускники детских домов, школ-интернатов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, а также воспитанники, которые обучаются в учреждениях профессионального образования.

Воспитание и содержание данной категории выпускников определены условиями договоров о сотрудничестве, заключенных руководителями центров с учреждениями профессионального образования.

С целью подготовки к самостоятельной жизни в центрах также существует практика отселения детей, подлежащих выпуску в текущем году, в постинтернатные отделения, где они учатся готовить, убираться, обслуживать себя самостоятельно, планировать свой день. С целью охвата как можно большего числа воспитанников срок пребывания детей в отделении постинтернатной адаптации не превышает, как правило, 3 месяцев.

25 мая 2014 года в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Теплый дом» (г. Черняховск) была открыта учебная квартира, рассчитанная на проживание троих человек, в которой ребята учатся самостоятельной жизни. Будущие выпускники центра получают опыт самостоятельной жизни в стенах учреждения. Помимо навыков самообслуживания несовершеннолетних обучают планированию своего бюджета, а также навыкам оплаты коммунальных платежей.

Кроме того, в регионе функционирует центр постинтернатной адаптации «Шанс», в котором одновременно могут проживать 12 воспитанников.

Мероприятия по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в целевой программе Калининградской области «Дети-сироты» на 2012-2016 годы».

В рамках программы в 2014 году был проведен конкурс программ постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По результатам конкурса первое место заняла программа Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Росток» (300 000 рублей), второе место – программа регионального общественного фонда гуманитарной помощи «Пчелка» (200 000 рублей), третье место – программа Калининградского регионального общественного фонда помощи социально незащищенным детям и молодежи «Открытый мир» (100 000 рублей).

В рамках реализации мероприятий указанных программ 92 выпускника повысили свою социальную компетентность, повысили уровень осведомленности в социально-правовых и социально-психологических вопросах, развили свои коммуникативные навыки и получили опыт самостоятельного ведения хозяйства.

Центрами помощи семье и детям осуществляется сопровождение социализации и адаптации к условиям самостоятельного проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Организовано выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Серьезным препятствием для создания семьи и рождения детей является проблема с обеспеченностью детскими дошкольными учреждениями.

По информации Министерства образования Калининградской области, в 2014 году муниципальными образованиями области введено 3954 места, в том числе за счет увеличения числа мест в группах кратковременного пребывания – 111 мест, за счет расширения альтернативных форм дошкольного образования – 100 мест, за счет вновь создаваемых мест в дошкольных образовательных организациях – 3743 места.

В рамках реализации федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года введены в эксплуатацию 6 детских садов. Всего за счет строительства введено 2035 мест. Завершена реконструкция детского сада «Березка» в г. Гурьевске и детского сада в поселке Железнодорожный (всего 210 мест). Приобретен детский сад на 100 мест в поселке Малинники Гурьевского района.

За счет капитального ремонта введено 722 места.

411 мест составили альтернативные формы предоставления дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, муниципально-частное партнерство).

476 мест было создано за счет текущих ремонтов в действующих детских садах. Отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение дошкольного образования на 31 декабря 2014 года составляет 98,6%.

Особое внимание обеспечению доступности дошкольного образования в 2014 году уделялось органами прокуратуры. Прокурорами в ходе проверок выявлялись нарушения комплектования дошкольных учреждений, установления дополнительных льгот при приеме детей в детский сад. В настоящее время проблема обеспечения детей путевками в детский сад в возрасте от 3-х до семи лет решена в 13 муниципальных образованиях области.

Органами прокуратуры при проведении проверок в сфере охраны жизни и здоровья детей выявлены также нарушения в части устройства и содержания детских игровых площадок. Характерными нарушениями являлись: отсутствие информационных табличек с правилами и возрастными требованиями при пользовании оборудованием, с номерами телефонов службы спасения, скорой помощи; металлические и деревянные конструкции игровых площадок имели дефекты и повреждения. Отдельные игровые площадки нигде на балансе не состояли, в связи с чем, никем не обслуживались.

В 2014 году органами прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства об образовании в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об образовании, о лицензировании образовательной деятельности, о защите персональных данных, трудового законодательства. Установлены факты несоответствия требованиям действующего законодательства заключаемых договоров с учащимися, несоблюдения порядка приема граждан в образовательные учреждения. Выявлены нарушения объемов и сроков освоения образовательных программ, нарушения трудового законодательства, в части заключения трудовых договоров, нарушения при заключении контрактов и гражданско-правовых договоров, нарушения при комплектовании учреждений кадрами, нарушения лицензионных требований и условий. Выявлены нарушения жилищных прав студентов при заселении студентов в общежития образовательных учреждений.

Уполномоченным по правам человека в Калининградской области в 2014 году также рассматривались обращения граждан по проблемам обеспечения права на дошкольное образование их детей.

В адрес Уполномоченного через онлайн-приемную поступило обращение от гражданина П., проживающего в Калининграде.

Заявитель просил содействия в переводе сына С., 2009 года рождения, из детского сада №25, который находился далеко от дома, в детский сад №1, который расположен под окнами жилого помещения, в котором проживала семья П.

Обращение гр.П. было направлено Уполномоченным в комитет по образованию администрации ГО «Город Калининград» с ходатайством о принятии мер реагирования в защиту прав ребенка, вопрос с переводом ребенка в другое дошкольное учреждение решен положительно.

Другое письменное обращение поступило от гражданина А. из Калининграда, который жаловался на отмену льготы родителям-инвалидам детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в г. Калининграде.

При рассмотрении обращения установлено, что ранее в рамках статьи 52.1 действующего до 01.09.2013 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» на муниципальном уровне были установлены льготы в виде освобождения на 50 % от платы за содержание воспитанников в дошкольных учреждениях для отдельных категорий родителей, в том числе для семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы.

Действующий с 01.09.2013 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в ч. 3 ст. 65 устанавливает освобождение от родительской платы за содержание (присмотр и уход за детьми) в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с родителей (законных представителей) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов; детей с туберкулезной интоксикацией.

С целью приведения перечня льготных категорий в соответствие с федеральным законодательством 11 декабря 2013 г. было принято постановление администрации городского округа «Город Калининград» №1952 «О внесении изменений в постановление главы города Калининграда — мэра города от 09.03.2007 № 454 «Об установлении льготных категорий граждан при взимании родительской платы за содержание воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» (в действующей редакции)», которым с 1 января 2014 года муниципальные льготы по оплате за присмотр и уход за детьми были отменены.

Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 04.02.2014 № 101 «О снижении размера платы за присмотр в муниципальных образовательных учреждениях городского округа «Город Калининград», реализующих образовательные программы дошкольного образования» с 1 января 2014 года установлено частичное снижение (50%) родительской платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных детских садах для социально незащищенных — малоимущих (многодетных, одиноких) родителей.

По мнению Уполномоченного по правам человека, лишение родителей-инвалидов льгот по родительской плате за содержание в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, идет вразрез со ст. 55 Конституции РФ, запрещающей принятие законов, умаляющих права и свободы человека, что противоречит Конституции Российской Федерации. Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами. Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина — основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Органы государственной власти Калининградской области и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Гарантируются общедоступность и бесплатность образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ч. 1 и 2 статьи 43 Конституции РФ). Органы государственной власти Калининградской области, местного самоуправления Калининградской области, действуя в рамках своих полномочий в сфере правового регулирования вопросов образования и социальной помощи, обязаны исходить из того, что обеспечение и защита права на образование, как одного из основных конституционных прав граждан, создание условий для его реализации на территории Калининградской области является основной их обязанностью.

Заявителю было рекомендовано обратиться в Уставный Суд Калининградской области по вопросу о несоответствии Уставу Калининградской области постановления администрации городского округа «Город Калининград» № 1952 «О внесении изменений в постановление главы города Калининграда — мэра города от 09.03.2007 № 454 «Об установлении льготных категорий граждан при взимании родительской платы за содержание воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» в части отмены с 1 января 2014 года муниципальной льготы по оплате за присмотр и уход за детьми.

Уполномоченным даны рекомендации заявителю по получению бесплатной юридической помощи по данному вопросу.

В то же время считаю необходимым решать данную проблему на уровне федерального законодательства.

Нерешенной проблемой является насилие в семье, а также насилие в отношении женщин и детей.

По-прежнему имеют место случаи семейно-бытового насилия, а также совершения правонарушений в отношении детей в семье.

По информации прокуратуры Калининградской области, в 2014 году на 23,1% или до 16 возросло количество изнасилований.

В 2013 году Организацией Объединенных Наций была принята Декларации о борьбе с насилием против женщин23, которая была подписана представителями всех входящих в ООН 193 государств, включая Российскую Федерацию. Декларация призывает все страны воздержаться от ссылок на свои традиции, обычаи и религиозные принципы для оправдания насилия над женщинами. Декларация подтверждает принцип равноправия полов, а также призывает государства-члены ООН создать систему экстренной помощи жертвам насилия и строже наказывать за убийства женщин.

К сожалению, пока в Российской Федерации и в Калининградской области, в частности, не создан единый алгоритм действий в целях предотвращения семейного насилия, хотя определенные меры по оказанию помощи и поддержки женщинам, пострадавшим от насилия, в регионе принимаются. Как было рекомендовано Уполномоченным по правам человека в ежегодных докладах, женщины, пострадавшие от насилия, беременные женщины и женщины с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят временный приют в учреждениях социальной защиты.

Представляется целесообразным расширять совместно с НКО и религиозными организациями сеть кризисных центров (приютов, центров временного пребывания и отделений) для женщин и мужчин, в том числе с детьми, подвергшихся насилию, в том числе в семье.

Рекомендую также разработку программ по работе с лицами, подвергающими психологическому или физическому насилию членов своей семьи, а также реализацию просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия, поддержку негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных услуг семьям с детьми и детям, в том числе в сфере профилактики семейного насилия; предоставление юридической поддержки жертвам насилия, в том числе с использованием примирительных процедур, в том числе услуг медиации.

В целях изменения ситуации рекомендую органам власти, широким кругам общественности Калининградской области с привлечением Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, Уполномоченного по правам ребенка принять участие в обсуждении проекта Закона Российской Федерации «О предупреждении и профилактике домашнего насилия» и сопутствующие нормативные акты. Для лиц, совершающих насилие, должны быть разработаны психологические программы. Минобрнауки России целесообразно готовить педагогов к работе с детьми, пострадавшими от насилия, Минздраву России — усовершенствовать систему освидетельствования пострадавших, МВД России разработать Инструкции о мерах реагирования при выявлении фактов насилия в семье.

Решение проблемы семейного неблагополучия возможно только в тесном взаимодействии всех властных структур, правоохранительной системы, судов, социальных служб при поддержке общественных организаций.

(Начало: http://kaliningradfirst.ru/198361, ttp://kaliningradfirst.ru/198551, http://kaliningradfirst.ru/198852)