Миронов: «ОСАГО пытаются превратить в инструмент отмывания преступных доходов»

Россия. Москва. 11 апреля 2023 года. Rainbow. В Москве сегодня, 11 апреля 2023 года, руководитель фракции «Справедливая Россия – За правду» Сергей Миронов в беседе с собкором ИА Rainbow заявил, что использование подержанных запчастей при ремонте машин по ОСАГО приведет к криминализации отрасли, росту числа угонов и краж

imageПолитик ранее предупреждал об этом Генпрокуратуру РФ. В стране необходимо налаживать собственное производство запчастей, стимулируя его налоговыми и другими льготами, подчеркнул глава СРЗП.

Ранее Минфин и ЦБ поддержали предложения страховых компаний по использованию б/у запчастей для ремонта по ОСАГО. Страховщики настаивают на этом уже год, но прежде Центробанк был категорически против такой идеи.

— Страховое лобби упорно продавливает крайне вредные предложения. Они вредны не только для безопасности дорожного движения, но и для общественной безопасности, – сказал Сергей Миронов собкору из Калининграда. – Да, опция ремонта по ОСАГО на сегодня фактически не работает. Но это не повод поощрять криминал, только чтобы упростить жизнь страховых компаний. При реализации идей страховщиков и так «хромающая» система ОСАГО превратится в инструмент отмывания преступных доходов. Ясно, что б/у запчасти будут снимать и с угнанных машин. Мы получим рост числа угонов, краж, грабежей. На эти риски я указывал в обращении к генпрокурору России еще минувшей осенью.

В письме генпрокурору Игорю Краснову по проблемам ОСАГО в конце ноября глава СРЗП отмечал, что из-за использования б/у запчастей «система ремонта по ОСАГО может стать инструментом по легализации криминальных финансовых потоков».

Страховщики же указывают, что из-за проблем с поставками оригинальных запчастей ремонтировать авто по ОСАГО практически невозможно. Использование подержанных комплектующих позволит решить проблему и снизить стоимость полисов ОСАГО.

— Обещания по удешевлению полисов никогда не сбываются, напротив, с подачи страховщиков и ЦБ тарифы ОСАГО постоянно растут, – сказал Сергей Миронов. – Решать проблему комплектующих нужно, но не «рецептами» страхового лобби, которое стремится лишь к снижению своих издержек. Необходимо налаживать собственное производство запчастей, поощрять его налоговыми льготами и дешевыми кредитами. Делать одним из приоритетных направлений импортозамещения. Проблема должна решаться системно на государственном уровне и уж точно не в плоскости криминала.

Альтернативная точка зрения

Эксперт поддержал развитие отрасли по восстановлению б/у запчастей

Для спасения автомобилей от массового выхода из строя на фоне антироссийских санкций, в России могут развить целую индустрию промышленного восстановления отработанных автомобильных компонентов и их использования. Письмо с соответствующими предложениями на имя Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина было инициировано и направлено депутатами четырех комитетов Госдумы

В Российском Союзе Автостраховщиков (РСА) считают, что развитие этой отрасли действительно пойдет на пользу российской промышленности, которая сейчас слишком зависит от зарубежных поставок деталей. Кроме того, санкционный кризис запчастей долгие месяцы усложняет жизнь рядовым автовладельцам. Поломка железного коня стала традиционным ночным кошмаром для большинства водителей.

Своим мнением о предложении депутатов Госдумы поделился член правления Союза Автосервисов Илья Плисов. Эксперт уверен, что создавать целую отрасль с нуля нет необходимости, поскольку она уже де-факто существует. Потребуется лишь её легализовать для привлечения инвесторов и вывода процессов восстановления б/у запчастей на качественно новый уровень.

«Идея наладить массовое восстановление б/у запчастей выглядит как желание оседлать коня, который уже скачет. Сегодня в РФ десятки, если не сотни компаний, производят разного качества ремонт и восстановление деталей. Это касается коробок передач, карданных валов, суппортов, генераторов, стартеров и других комплектующих. Однако доля отрасли по восстановлению занимает минимальный процент от всего объема запчастей: рулевые рейки – до 10%, коробки передач – 5-10%.

Нужно создать условия для развития этого сектора, чтоб компаниям было выгодно развиваться, а инвесторам вкладываться в такой бизнес. Для этого сектор восстановления и использования б/у запчастей должно поддерживать государство, как делают за рубежом. В РФ под деятельность по восстановлению запчастей нет специального кода ОКВЭД, а значит она не признана производственным процессом. Стоимость аренды и электричества для работающих в этой сфере компании аналогична ценам для бизнес-центров, тогда как для признанных производств цены снижены. Для качественного восстановления запчастей требуются сложные дорогие станки и высококвалифицированные работники – у компаний нет возможности развивать производство без поддержки государства.

Логичным будет создать производственные кластеры по восстановлению б/у деталей в крупных регионах, где несколько предприятий на одной площадке смогут обмениваться специалистами, опытом и всячески взаимодействовать для покрытия потребностей СТО в округе. Безусловно нужно ввести стандарт восстановления и маркировку деталей, чтобы упорядочить рынок. Потребитель имеет право знать, что он покупает именно б/у запчасть, а не восстановленную под видом новой, как бывает сегодня. Выведя на качественно новый уровень восстановление б/у деталей и увеличив их объемы, мы продлим срок службы автомобилей вместо отправления их на свалку из-за отсутствия или дороговизны новых запчастей.

Что касается проблемы запчастей в ОСАГО – это острый вопрос. Подорожание комплектующих подняло стоимость ремонта, а проблемы с поставками увеличили его фактические сроки. Этим активно пользуются автоюристы, которые предъявляют страховщикам претензии о просроченных сроках работ и отправляются в суды, где зарабатывают на штрафах и пени. При этом обычные автовладельцы, желая поскорее отремонтировать машину, часто подписывают в автосервисах согласие на использование б/у запчастей при ремонте – это нормальная практика. В целом же развитие индустрии по восстановлению б/у деталей и ремонт ими по желанию клиентов – отличная идея, больше исправных автомобилей станет ездить по дорогам».

Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» утверждает, что в последние месяцы 2022 года доля восстановительного ремонта по ОСАГО упала до 5%: ремонт не успевают осуществлять из-за увеличенных сроков поставок, а комплектующие некоторых марок и вовсе больше не поставляются в РФ. СТО не гарантируют страховщикам выполнение ремонта в законодательно установленные 30 календарных дней. Решением проблемы как раз может стать создание индустрии восстановления отработанных автомобильных запчастей.

Пресс-служба проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».