Россия. Калининград. 24 января 2023 года. Rainbow. В Калининграде источник в правительстве Калининградской области заявил, что «калининградские власти» оценивают как очередную провокацию планы Эстонии ввести в Финском заливе «прилежащую зону».
Накануне, 23 января, министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу, раздражённый понижением Россией статуса отношений между обеими странами до поверенных в делах, заявил о намерении властей его республики ввести прилежащую зону в Финском заливе в пределах 24 морских миль от исходной линии территориального моря.
Источник в правительстве Калининградской области утверждает, что морской транзит по нейтральным водам Балтийского моря защищён международным правом, не подлежащим пересмотру в одностороннем порядке, в данном случае, по желанию эстонской стороны, сообщило Прокремлёвское СМИ.
Кроме того, источник напомнил, что в Калининградской области (город Балтийск) дислоцирована главная военно-морская база Балтийского флота. Источник назвал неразумными попытки «запереть флот».
Говоря о международном морском праве, источник, по сути, повторил ранее высказанную позицию пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.
Досье. Прилежащая зона
Каждое прибрежное государство может устанавливать вдоль своих территориальных вод прилежащую зону.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает максимальную ширину прилежащей зоны в 24 морских мили, и она отмеряется от тех же исходных линий (baselines), что и территориальные воды прибрежного государства.
Таким образом, если у прибрежного государства ширина территориальных вод составляет 12 морских миль, то максимальная ширина прилежащей к ним зоны может составлять 12 морских миль, а если ширина территориальных вод составляет 6 морских миль, то в этом случае максимальная ширина прилежащей зоны может составлять 18 морских миль, то есть и в первом и во втором случае максимальная ширина измеренная от исходных линий равняется 24 морским милям.
В прилежащей зоне прибрежное государство имеет право осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушения, установленных в данном государстве, санитарных, иммиграционных, таможенных и фискальных законов и правил. Назначенные прибрежным государством уполномоченные государственные службы могут применять наказания за их нарушения, если таковые совершеныв пределах их территории, включая территориальные воды.
Таким образом, мореплавателям необходимо иметь в виду, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, санитарные, иммиграционные, таможенные и фискальные законов и правила прибрежного государства действуют не только в его территориальных водах, но и прилежащей к территориальным водам зоне, ширина которой зависит от ширины территориальных вод, но не более 24 морских миль от исходных линий.
Это особенно важно помнить при плавании в водах прибрежных стран с нестабильной и неспокойной политической обстановкой, и сильно коррумпированными служащими перечисленных выше четырех служб. В цивилизованных странах обычно никаких проблем не возникает, если мореплаватели проходят через прилежащую зону соблюдая общепринятые на море конвенции и законы, руководствуясь правом мирного прохода, как при проходе через территориальные воды прибрежного государства.
В своей прилежащей зоне, каждое прибрежное государство устанавливает виды контроля по своему усмотрению и поэтому прилежащая зона прибрежного государства может называться: санитарной, таможенной, иммиграционной, фискальной.
Хотя Конвенцией ООН по морскому праву предусматривает только упомянутые выше четыре вида контроля, некоторые прибрежные страны, вопреки международному морскому праву, устанавливают в своей прибрежной зоне некоторые другие зоны контроля, например, зоны морского контроля, безопасности, уголовной юрисдикции и другие.
Служащие уполномоченных прибрежным государством служб, имеют право останавливать иностранные невоенные суда для досмотра, проверки судовых документов, и в случае подтверждения подозрений о совершенно в его территориальных или внутренних водах нарушении, применить к судну предусмотренные законом меры воздействия.
Однако иностранные суда, проходящие прилегающую зону прибрежного государства без захода в его территориальные или внутренние воды, никакому контролю с его стороны не подлежат, так как в отношении мореплавания в прилежащей зоне действуют правовые нормы открытого моря или экономической зоны, если конечно она установлена прибрежным государством.
Необходимо иметь в виду, что если судно, на своем пути, транзитом пересекало территориальные воды данного прибрежного государства, то при заходе в прилежащую зону данного государства на другом участке своего плавания, на него уже не распространяются правовые нормы открытого моря, а действуют законы прибрежного государства.