Россия. Москва. 9 августа 2022 года. Rainbow. В России с 2020 года загородные дома выросли в цене в полтора раза.
Покупатели же, наоборот, урезают бюджеты и выбирают дома меньшей площади. Половина покупателей на «загородке» ищут дом до 100 кв. м за 3 млн рублей. «Удаленщиков» стало меньше, каждый четвертый планирует дом в ипотеку, а от продавцов требуют фотоотчет строительства. Эксперты Циан провели опрос на загородном рынке по РФ и выяснили, как изменился портрет покупателя и насколько дороже теперь купить дом.
С 2020 года загородный дом стал дороже в полтора раза, но рост цен замедляется
Средняя стоимость загородного дома, пригодного к круглогодичному проживанию, составила в целом по РФ 11,2 млн рублей. В 2022 году (с января) рост составил 11% — в январе дом можно было приобрести в среднем за 10,06 млн. р. Для сравнения – за тот же период 2021 года прирост составил 13%.
На протяжении последних месяцев наблюдается минимальный ежемесячный прирост цен: c мая по август он составил в среднем всего 0,8%, хотя в начале года был на уровне 2,4% в среднем в месяц. Наибольший прирост наблюдался в апреле 2022 года – в сравнении с мартом средняя стоимость дома в целом по РФ повысилась на 3,7%, что связано как с изменением структуры спроса (с рынка вымываются наиболее бюджетные варианты), так и с валютными колебаниями. На загородном рынке часть объектов экспонируются в долларах: снижение курса рубля к иностранным валютам привело к росту рублевого прайса.
В годовой динамике (в сравнении с августом 2021 года) текущая стоимость выше на 22% (с 9,18 млн рублей). В сравнении с августом 2020 года текущая стоимость выше почти в полтора раза (+47%) – на тот момент средняя стоимость дома была на уровне 7,63 млн рублей. То есть за два года средний дом в России стал дороже на 3,6 млн рублей, прокомментировали в Калининграде сегодня, 9 августа 2022 года, собкору ИА Message RU в интернет-сервисе Циан, проведшем исследование.
Самые дорогие дома – традиционно в столичных регионах, причем в Санкт-Петербурге средняя стоимость дома выше, чем в Москве, где дома представлены преимущественно на территории Новой Москвы. В Северной же столице дома часто располагаются в самых престижных локациях, у воды, чем и определяется их высокая стоимость.
Помимо столичных регионов, в лидерах по стоимости загородного дома – Краснодарский край, Крым, где «загородка» пользуется большим спросом не только у местных жителей, но и покупателей и других регионов. Это становится дополнительным импульсом для роста цен за дома. Похожая ситуация также и в Калининградской области, где также располагается несколько курортных городов у моря.
Наименьший прирост средней стоимости дома фиксируется либо в локациях с уже высокой ценой квадратного метра (Москва), либо – в регионах с плохой транспортной доступностью, в этом году таким выступает Крым, где стоимость дома выросла за год всего на 8%, а также – Севастополь, где цена снизилась на 4%.
Регионы с наибольшей стоимостью дома в продаже
|
Регион |
июл.21 |
июл.22 |
Динамика за год, % |
1 |
Санкт-Петербург |
36,1 |
43,9 |
22% |
2 |
Москва |
36,5 |
37,4 |
2% |
3 |
Московская обл. |
24,4 |
29,0 |
19% |
4 |
Краснодарский край |
19,9 |
24,6 |
24% |
5 |
Ленинградская обл. |
18,2 |
21,9 |
20% |
6 |
Крым |
15,9 |
17,1 |
8% |
7 |
Калининградская обл. |
13,0 |
17,0 |
31% |
8 |
Севастополь |
17,3 |
16,6 |
-4% |
7 |
Дагестан |
12,9 |
16,0 |
24% |
8 |
Тверская обл. |
9,9 |
14,4 |
45% |
9 |
Красноярский край |
10,7 |
13,7 |
28% |
10 |
Томская обл. |
9,9 |
13,1 |
32% |
Портрет покупателя на «загородке»
«Удаленщиков» стало меньше
Высокой активности на рынке загородной недвижимости во многом способствовал удаленный формат работы – в прошлом году 60% потенциальных покупателей отметили, что могут работать дистанционно. В 2022 году таких стало меньше – 45%, однако интерес к рынку по-прежнему- на высоком уровне.
57% покупателей имеют до 60 тыс. в месяц каждого члена семьи
Растет и средний уровень доходов потенциальных покупателей – почти четверть (23%), как и в прошлом году, имели ежемесячный доход на одного члена семьи в размере не более 30 тыс. рублей. Еще треть – 34% – от 30 до 60 тыс. От 60 до 120 тыс. рублей – 30%. Свыше 120 тыс. в месяц на одного человека – у 13% потенциальных покупателей на рынке недвижимости.
Покупка дома – не обязательно для большой семьи
Покупка дома не всегда предполагает наличие большой семьи. Далеко не всегда загородными домами интересуются семьи с детьми – у 29% покупателей детей нет. Согласно опросу, 3% всех респондентов собираются проживать в доме одни, в прошлом году таких было 8%. Большинство предполагает, что в доме будут жить двое взрослых (39%), треть – 33% — трое взрослых. Многодетных семей немного – всего 12% клиентов, у которых минимум трое детей. Большинство – или с одним ребенком (31%) или с двумя (29%).
Покупатели «постарели»
В 2022 году стало меньше молодых клиентов – только 1% потенциальных покупателей загородных домов – младше 25 лет. В прошлом году таких было 3%. В возрасте 26-35 лет покупку дома планируют 19% против 21% в прошлом году. Чаще дом теперь ищут в возрасте 36-45 лет (36%) против 34% в прошлом году. От 46 лет старше выбирают дома 43% респондентов против 41% в прошлом году. То есть покупка коттеджа все же стала меньше интересовать молодых покупателей – многие, арендовав дом, осознали, что такой образ жизни подходит не всем.
Каждая третья покупка – в кредит
Приобретением дома часто занимаются уже после покупки квартиры: 36% респондентов накопили на дом. Однако не меньше используют заемные средства: каждый четвертый (26%) планирует привлечь ипотеку. 9% — потребительский кредит. Проводятся и «альтернативные» сделки: 16% продадут другую недвижимость, чтобы переехать в дом. 2% — даже откажутся от автомобиля. 9% используют субсидию – маткапитал. |
Какой дом ищут россияне на загородном рынке
Большинство покупателей на рынке недвижимости рассматривают дом, пригодный для круглогодичного, я не летнего проживания (96%). Больше половины (64%) рассматривают уже обжитой дом на вторичном рынке. Четверть (27%) выбирают новый дом с отделкой, где никто не проживал, и только каждый десятый (9%) планирует приобрести готовый дом без отделки, чтобы сделать ремонт «под себя».
В качестве основных критериев при выборе дома респонденты назвали его полную готовность к проживанию и наличие всех подведенных коммуникаций. На третьем месте – качество самого строительства.
В числе важных факторов также – минимальная стоимость дома и готовность всех документов от собственника (речь идет не только о списке документов для выхода на сделку). Покупатели требуют от продавца:
— проекты электричества, отопления, канализации;
— отчеты специалиста технического надзора, который контролировал строительство дома;
— фотографии строительства.
Половина покупателей перед приобретением дома планируют воспользоваться услугами специалиста по технадзору – с проверкой технического состояния дома и подготовкой заключения.
Немаловажным также считается возможность взять дом в кредит.
После 24 февраля покупатели снизили первоначальные запросы
Геополитические риски, волатильность курса рубля, введенные санкции – все это привело к изменению структуры спроса со стороны потенциальных покупателей. Доля тех, кто рассматривает дом в бюджете до 3 млн рублей, выросла с 39% до 49%. И наоборот, доля тех, кто планировал покупку дома в бюджете от 10 млн рублей, снизилась с 22% до 17%.
Такой спрос не соответствует структуре предложения. В целом по РФ до 5 млн рублей – 35 % объектов, при том, что половина запросов (49%) – приходится на них.
Изменилась также и структура по площади. В начале года дома до 100 кв. м искали половина потенциальных покупателей. В мае – уже 59%. То есть россияне, не отказавшиеся от покупки, пересмотрели свои планы и решили выбрать жилье дешевле и, как следствие, — меньшей площади, чем изначально планировалось. Здесь спрос и предложение так же, как и с бюджетом, не соответствуют друг другу. На дома площадью до 100 «квадратов» приходится 46% предложения против 59% спроса на такие объекты.
Большинство хотели бы приобрести дом с тремя комнатами (45%), еще 28% — с двумя. 19% покупателей устроит дом, где четыре комнаты.
Отдельно по Московскому региону наблюдается та же динамика, что и по всей России в целом. Доля тех, кто рассматривает дом в бюджете до 3 млн рублей, выросла с 19% до 29%. А от 3 млн до 5 млн – с 12% до 15%. То есть, если еще в начале года только треть (31%) потенциальных покупателей рассматривали для себя дома в бюджете де 3 млн рублей. После 24 февраля таких стало уже почти половина – 44%. И наоборот, доля тех, кто планировал покупку дома в бюджете от 20 млн рублей, снизилась с 24% до 20%.
Спрос на загородном рынке – в два раза ниже прошлогоднего
Интерес к покупке загородных домов в целом по РФ летом 2022 года оказался на 45% ниже, чем летом 2021 года. Спрос в июле оказался на уровне июньского. Относительно февраля-марта спрос в целом по РФ ниже примерно на четверть.
Многие решили взять паузу, все же свой загородный дом – покупка не первой необходимости. Согласно опросу Циан, после 24 февраля клиенты на загородном рынке не только изменили подход к площади дома и бюджету покупки, но и в целом поменяли стратегию выбора. В частности, 16% респондентов отложили сделку. 5% решили вместо приобретения дома рассмотреть участок, 1% решили вместо приобретения дома, арендовать его. 6% вместо нового дома теперь смотрят вторичный загородный рынок.
«Рост цен в полтора раза за два года на загородном рынке – такой же, как и в сегменте вторичного жилья, – прокомментировала в Калининграде эксперт Анна Березина. – На первичном рынке рост выше – 65%. Однако по всем сегментам средние цены стагнируют на протяжении нескольких месяцев. С одной стороны, рынок загородной недвижимости меньше зависим от ипотечных ставок – только треть покупателей думают привлечь кредит, но по факту эта доля еще ниже. С другой стороны, рынок «загородки» подвержен сезонности, поэтому предпосылок для дальнейшего столь же активного роста цен нет – мы ожидаем ценовую стагнацию до начала следующего сезона весной 2023 года».