Роспотребнадзор – о навязывании дополнительных товаров и услуг автосалонами

Россия. Калининград. 5 августа 2022 года. Rainbow. В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области сегодня, 5 августа 2022 года, читателям ИА Прибыль RU прокомментировали проблему навязывание дополнительных товаров и услуг автосалонами:

image— Согласно п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 и ст. 19 Конституции Российской Федерации условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

В силу п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В случае нарушения продавцом (исполнителем) названных положений Закона потребитель вправе обратиться к субъекту ответственности с требованием возврата уплаченной суммы.

По общему правилу, претензии составляются в двух экземплярах. Один экземпляр претензии вручается субъекту ответственности, другой экземпляр претензии с отметкой субъекта ответственности о вручении оставить у себя. Если субъект ответственности отказывается принимать претензию, ее необходимо будет направить почтой по месту нахождения субъекта ответственности заказным письмом с уведомлением с описью вложения.

Обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок урегулирования споров данной категории Законом не предусмотрен, однако копия претензии, направленной в адрес субъекта ответственности до обращения в суд, может стать доказательством неисполнения субъектом ответственности требований потребителя в добровольном порядке, а, следовательно, — поводом для взыскания с него штрафа на основании п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.05.2019 по делу N 33-9742/2019).

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» иски могут быть предъявлены по выбору потребителя: в суд по месту жительства, по месту нахождения ответчика или по месту заключения договора.

Требования к исковому заявлению изложены в 12 главе Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (пункты 2 и 3 статьи 17 Закона «О защите прав потребителей»). Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» потребители вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Стоит отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено отдельной нормы, которая предусматривает административную ответственность за навязывание автомобильными дилерами потребителям дополнительных товаров и услуг.

В настоящее время в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект поправок в КоАП РФ, в которых предусматриваются санкции для автомобильных дилеров за навязывание потребителям дополнительных товаров и услуг, в размере двукратной стоимости дополнительно навязанных товаров и услуг.