Россия. Москва. 18 мая 2021 года. Rainbow. Какие технологии будут определять наши покупки к 2030 году? Как будут выглядеть офлайн-магазины? Расскажем в деталях.
Слежка за покупателем. Прежде всего, акцент будет сделан на развитии уже имеющихся онлайн-технологий и формировании омниканальной модели продаж, при которой ритейлер будет вести покупателя по стадиям созревания решения о покупке. Для этого нужно разработать и внедрить программное обеспечение, позволяющее отслеживать потребности клиента и фиксировать вклад каждой структуры торговой организации в процесс принятия им решения о покупке, стимулировать участие всех вовлеченных в этот процесс.
Удаленный заказ. Покупатель в массе своей привыкнет делать покупки через мобильные приложения, то есть удаленно формировать свой заказ, взаимодействовать с магазином и верифицировать свои действия в социальных сетях. Торговые сети сформируют достоверную информационную базу о потребностях и спросе, смогут индивидуализировать предложение, сделать его адресным и управлять им в режиме реального времени.
Под контролем робота. Будет развиваться автоматизация и роботизация торгово-технологических процессов. Будет внедрен автоматический контроль передвижения покупателей с использованием технологий распознавания лиц, анализа истории покупок и формирования ценового предложения в процессе нахождения покупателей в магазине. При этом контроль покупателей на выходе будет изживать себя, сначала в форматах супермаркета и гипермаркета.
Виртуальный ассистент. У покупателя будет возможность самому собирать товар либо воспользоваться услугой «консьержа», или pickup, когда покупатель выбирает необходимый товар, а комплектует его робот с выдачей в специальной зоне либо по месту жительства. Особенностью офлайн-торговли станет значительно расширенная информационная составляющая. Прежде всего, за счет электронных ценников, снабженных специальными маяками, благодаря которым покупатель сможет получить всю актуальную информацию о товародвижении и потребительских свойствах. Потребитель может воспользоваться виртуальным ассистентом, получить удаленно мобильную консультацию о товаре.
Изменение цен под покупателя. Будет внедрена дифференциация цен под покупателя и индивидуализация предложения в режиме онлайн на основе анализа истории покупок, общего тренда предложения и спроса. При внедрении этой технологии цена на товар на электронном дисплее будет публичным предложением с опцией его преломления под конкретного покупателя.
Маркетплейсы. Также будут развиваться маркетплейсы, которые станут агрегаторами предложения и распределения заказов. В значительной степени они заменят собой традиционный опт, но не розницу. При этом социальные сети станут каналом эффективного и быстрого продвижения товаров.
Как будут выглядеть офлайн-магазины? Торговые точки несколько сократятся в размерах. Они станут более комфортными и удобными. Практически исчезнет привычный облик расчетно-кассового узла за счет технологий распознавания покупателя по лицу, верификации его действий при выходе. Ценники будут дополнены RFID-марками и QR-кодами, что позволит покупателю расширить спектр сопроводительной информации. Эффективная навигация будет обеспечена применением умных тележек. Робототехника начнет использоваться для пополнения полок. В итоге офлайн-магазины смогут успешно конкурировать с интернет-магазинами, позаимствовав у последних все самое лучшее.
Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Откровенно RU (Калининград).