Польша. Варшава. 14 мая 2021 года. Rainbow. В Польше появились подвижки по делу россиянина Николая Ерофеева, который последние 23 года был в рабстве на семейной птицефабрике под Люблином.
Россиянин боялся кому-либо рассказать о своей судьбе, потому что в Польше он находился нелегально. Когда его увезли с фермы, он был изможден, напуган, его взгляд был направлен в землю. Теперь, после продолжавшегося несколько месяцев расследования, прокурор предъявил обвинения в торговле людьми двум лицам. За это им грозит не менее 3 лет.
Как сообщалось, в отношении россиянина «более 23 лет применялись противоправные действия, использовалось его критическое положение и состояние беспомощности, с целью оказания им труда принудительного характера, унижающего достоинство человека», передал в Калининград собкор ИА Откровенно RU (Балтийский репортёр).
В отношении подозреваемых были применены меры пресечения в виде залога имущества, полицейского надзора, запрета на выезд из страны с запретом на выдачу паспорта, запрета личного, телефонного или иного контакта с потерпевшим, а также запрета на приближение к потерпевшему на расстояние менее 100 метров.
Кроме того, была задержана собственность одного из подозреваемых в размере 200 000 злотых, которые впоследствии перейдут в пользу потерпевшего.
Рабский труд, заплесневелая еда
Николаю Ерофееву 60 лет. Он приехал в Польшу в 1989 году для обслуживания части Советской Армии, которая была дислоцирована под Болеславцем. Он был гражданским работником. Когда в 90-е гг. советские войска уехали, Николай решил остаться в Польше.
— Я работал на ферме, хозяин был очень доволен, но пошел такой слух, что вроде бы будут выслеживать тех, кто нелегально работает. Николай испугался и переехал к хозяину. Работы, конечно, хватало всегда. «За работу, за работу» — но тогда я был молод и силен — рассказывал Николай Ерофеев, замечая, что ему никто не платил.
— Как можно так использовать голодного человека? А когда ему дали еду, то… Боже, спрячь! Заплесневелый паштет. Хозяин мог приходить в 23 часа и спрашивать, нет ли у меня чего-нибудь к хлебу – рассказал Николай журналистке, которая помогла россиянину сбежать с фермы.
Мужчина рассказывает, что ему не разрешали выходить в город:
— Даже когда я пытался, они следовали за мной, искали, где я. Ни с кем нельзя было поговорить. Документы мои у них были, я даже понятия не имел, куда мне оттуда деться, никого не знаю. Люди вообще их боялись, никто не хотел с ними связываться. Оскорблений я наслушался, даже на следующую жизнь хватит, правда.
— Хозяин обзывал его, бил по лицу. Выйдя из курятника, где жил Коля, я увидела, что творит этот мужчина. Он похлопал его по лицу, как мяч, я еще сказала: что вы делаете, это же человек — сообщила журналистка.
«Призрак человека»
Когда журналистка приехала забрать Николая, оказалось, что его вывезли в курятники в другой деревне. Поэтому обошлось без скандала. Россиянина приютила молодая супружеская пара — Ева и Кшиштоф Тышкевичи. Они обеспечили ему квартиру, пообещали работу, нашли адвоката. Они также взяли ему собаку из приюта, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
— В шортах, шлепанцах, рваной футболке, он сел в машину и сказал, что это все, что у него есть… Призрак человека, изможденный, впалые щеки — вспоминал Кшиштоф Тышкевич.
— Он не привык к еде, у него так сжался желудок, что, если бы он вдруг начал есть, у него бы закрутило желудок. Он учится проводить свободное время здесь. Он учится нормально питаться — добавила Ева Тышкевич.
У Николая Ерофеева выработались привычки за годы, проведенные на куриной ферме.
— Он все время ищет себе какую-нибудь работу, думает, что я привезла его сюда за этим — объяснил Кшиштоф Тышкевич.
— Теперь я вспомнил, что когда-то был человеком и снова им становлюсь — признался Николай Ерофеев.
Торговля людьми
Несмотря на все произошедшее, Николай Ерофеев хочет остаться в Польше. Адвокат Доминик Гора, который специализируется на оказании помощи иностранцам, считает, что этот случай подпадает под торговлю людьми и использование их для рабского труда. Он сообщил об этом пограничникам и прокуратуре.
— Наша канцелярия сделает абсолютно все, чтобы Николай остался здесь, был легализован, возможно, даже в будущем стал нашим гражданином — сказал Доминик Гора, полномочный представитель Николая Ерофеева.
— Я бы предпочел остаться здесь, потому что привык и знаю людей. К тому же с языком мне легче, мне легче говорить по-польски, чем по-русски — признался Николай.
— Он интересуется астрофизикой, астрономией, историей, этот человек, как будто вытянут из другого мира — подытожила Ева Тышкевич.
Журналистам так и не удалось получить комментарий от семьи, где Ерофеев провел последние годы.