Россия. Москва. 20 апреля 2021 года. Rainbow. Бизнес, связанный с доставкой, заметно поднялся во время пандемии и карантина. Штат и доходы компаний растут, как и доходы курьеров. Но теперь на рынок вышли роботы-доставщики. Какие у них шансы изменить этот бизнес, оставить без работы людей-курьеров и удовлетворить потребителей? Попробуем выяснить.
Нанять, чтобы уволить? По данным Росстата, занятость в сфере курьерской доставки выросла за прошлый год на 14,3%, до 302 тыс. человек, а средняя зарплата выросла на 16,8%. Причем доходы работников продолжают расти: в январе 2021 года по отношению к декабрю 2020 года зарплата увеличилась на 5,4%. Сферы, где рост заработной платы выше среднего, позволяют привлекать более квалифицированный персонал, что, в свою очередь, позволяет отрасли быстрее развиваться.
Прибыль организаций, занимающихся почтовой связью и курьерской деятельностью, в январе 2021 года выросла по сравнению с январем 2020-го в 15,4 раза. Отсюда резонный вопрос: зачем в такой ситуации нужны роботы?
Плюсы машины. Преимущества робота: его проще контролировать, он не будет просить повышения зарплаты и поедет на задание в любую погоду, ему не страшны болезни. Однако однозначно говорить, что стоимость доставки роботом дешевле, чем человеком, нельзя. Для правильной работы всей системы доставки нужны огромные вложения, начиная от электронного прокладывания маршрута. Да, для ориентации в пространстве «Яндекс.Ровер» использует те же алгоритмы, что и в беспилотных автомобилях «Яндекса», но инвестиции в них уже немалые.
Поэтому на начальном этапе расходы на роботов-курьеров для компаний будут выше. Но чем больше роботов будет внедрено, тем дешевле обойдется эксплуатация каждого. «Критическая» масса — такое количество роботов, при котором издержки их эксплуатации сравняются с оплатой работы людей-курьеров — может быть наработана за 3–5 лет. Далее стоимость будет снижаться. По скромным оценкам, эксплуатация одного робота в долгосрочной перспективе может позволить экономить до 30–50%. Но это, конечно, если потребители примут такой способ доставки.
Однако списывать человека-курьера со счетов не стоит. Например, рынок ресторанов быстрого обслуживания доказывает, что, несмотря на наличие роботизированного аналога (можно заказать еду в автомате, а не у человека), всегда остаются ситуации, когда удобнее осуществить заказ через сотрудника.
Что будет? С бурным ростом рынка стоит ожидать волны слияний и поглощений: несколько крупных игроков соберут серьезный актив и наверняка будут вкладываться в роботизацию, как сегодня делает «Яндекс». Однако последний уже обладает собственной технологией маршрутизации, что обеспечивает ему стратегическое конкурентное преимущество. Другие игроки будут вынуждены или арендовать эту технологию (не обязательно у «Яндекса»), или стараться создать собственную, что сделать в короткий срок, конечно, проблематично. Возможно, будут предприняты попытки найти и купить стартапы, занимающиеся решением подобной задачи.
Для потребителя куда важнее вопрос, будет ли дешеветь стоимость доставки. К сожалению, нет. Вкладывая огромные средства в развитие технологий, в роботизацию, компания обязательно захочет вернуть инвестиции, что приведет к последовательному росту тарифов. Так произошло с рынком такси.
А был ли робот? Есть мнение, что история с роботами-курьерами — скорее маркетинговый ход. Действительно, маркетинг — важная составная часть общей стратегии «Яндекса», направленной на формирование и обоснование позиции технологического лидера не только в странах СНГ, но и во всей Европе.
Например, в 2017 году в США компания Starship Technologies анонсировала эксперимент с роботами-курьерами для доставки продуктов питания от ресторанов прямо к дверям покупателей, то есть идея явно не новая. Но всего через четыре года в Москве и Иннополисе уже есть отличные примеры аналогичного сервиса.
Но пока запуск роботов-доставщиков больше похож на тестирование технологии. Могут ли эксперимент в итоге признать неэффективным и отказаться от массового использования роботов? Да, такая вероятность есть всегда. Это вопрос не только экономики, но и юридических моментов, связанных с передвижением беспилотных курьеров. Так что роботы еще не влияют на рынок, но готовиться к этому нужно.
Петр Невоструев, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Message RU (Калининград).