Россия. Москва. 23 марта 2021 года. Rainbow. Власти Санкт-Петербурга планируют полностью перевести городской транспорт на природный газ, чтобы улучшить экологию. В Москве сделали ставку на электробусы, которые уже активно курсируют в столице. На какой опыт стоит ориентироваться другим регионам? И есть ли смысл полностью отказываться от бензинового общественного транспорта?
В чем проблема? В настоящее время актуальные проблемы экологии мегаполисов во многом связаны с ростом численности их населения. Около 75% населения России живет в городах, уровень урбанизации растет с каждым годом. Одна из существенных экологических проблем мегаполисов — это загазованность воздуха. Около 60–70% его загрязнения приходится на транспорт, 15–25% составляют выбросы промышленных предприятий, еще 10% — последствия теплоэнергетических превращений и около 5% — это продукты распада мусора, пыль, яды.
К росту загрязнения воздуха выхлопными газами приводит низкая скорость движения транспорта в мегаполисах. Так, при работе автомобильного двигателя на холостом ходу в пробках выброс угарного газа увеличивается в три раза, а углеводорода — в два раза. Таким образом, транспорт является основным источником загазованности воздуха.
Вторая, не менее существенная проблема, связанная с автомобилями, — это создание постоянного шума, оказывающего неблагоприятное воздействие на здоровье человека, в частности на органы слуха, возникновение нервных состояний и заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Два пути. Для решения этих проблем есть два варианта. Первый — резкое сокращение количества транспорта в мегаполисах, особенно личного в пользу общественного, и введение ограничений на движение грузовиков. Но резкое сокращение в ближайшие годы вряд ли получится — существенной тенденции перехода россиян с личного транспорта на общественный в настоящее время не наблюдается.
Второй вариант связан с повышением экологических стандартов и требований к автомобилям и переходом на экологически чистые виды общественного транспорта.
Такая тенденция наблюдается во всем мире. В различных программах и стратегиях развития общественного транспорта предусмотрен целевой переход на экологичные виды автобусов. Так, например, к 2025 году около 80% парижского наземного городского пассажирского транспорта (НГПТ) будет состоять из электробусов, а оставшиеся 20% — из автобусов, использующих возобновляемый газ. В Мадриде и Мехико к 2023 году планируют полностью отказаться от использования дизельного подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта.
Опыт Москвы. В России ситуация с переходом на экологичный транспорт неоднозначная. Безусловным лидером среди российских городов является Москва, транспортная система которой соответствует мировым показателям. Так, по данным исследования компании McKinsey «Транспортные системы 24 городов мира: составляющие успеха», Москва заняла 6-е место среди мегаполисов по развитию дорожной инфраструктуры. В исследовании PwC «Пространство города для человека» среди 14 мегаполисов мира Москва по уровню комфортности транспортной системы заняла 3-е место.
Безусловно, способствовали такому положению инвестиции. Например, по программе «Развитие транспортной системы» изначально было предусмотрено общее финансирование на период 2017–2021 годов в размере 3,4 трлн руб. Москва активно идет по пути замены дизельного подвижного состава на электробусы. Первый регулярный маршрут в столице был запущен 1 сентября 2018 года. Сегодня в Москве больше электробусов, чем в любом городе Европы. Большинство их них отечественного производства ПАО «КАМАЗ» с гарантийным обслуживанием 15 лет. Планируется, что к 2024 году общее количество электробусов в Москве превысит 2,6 тыс. единиц.
Вариант Петербурга. По другому пути в сторону экологизации транспорта планирует пойти Санкт-Петербург. К концу 2023 года в Северной столице хотят полностью перевести городской парк автобусной и коммунальной техники на природный газ. На это предлагается потратить 430 млн руб. Почему Петербург не идет по пути Москвы? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть экономические аспекты, связанные со стоимостью приобретения подвижного состава и величиной эксплуатационных расходов.
У городов не равны позиции по финансированию. С учетом современной стоимости электробусов (средняя цена — 26–33 млн руб.) бюджета в 430 млн руб. хватило бы на закупку 13–16 машин, что при масштабах Санкт-Петербурга — капля в море. Использование такого количества электробусов не приведет к существенному снижению выбросов газов в атмосферу.
При этом при переходе на природный газ возникает и другая проблема — это неоднозначное отношение потенциальных пассажиров к передвижению на общественном транспорте, использующем в качестве топлива газ. По опросам, около 44% населения не стали бы ездить на таком общественном транспорте. Использование газа в качестве топлива вызывает у людей опасения. При передвижении на электробусах они чувствуют себя в большей безопасности.
Что победит? Несмотря на высокую стоимость приобретения электробусов, сравнение эксплуатационных расходов показывает их преимущество при длительном использовании. Именно длительность использования, в том числе батареи, является одним из основных критериев участия поставщиков в тендерах на приобретение электробусов.
Интерес к такому виду транспорта мэрия Москвы объясняет тем, что применение электробусов позволит сократить эксплуатационные расходы, упростить техническое обслуживание подвижного состава, снизить уровень вредных выбросов, повысить комфортность поездок на наземном общественном транспорте за счет уменьшения уровня шума и вибрации в салоне.
Исходя из этих позиций, использование электробусов является более приоритетным направлением модернизации общественного транспорта. Однако стартовые капитальные затраты не позволяют многим регионам России их приобрести. Поэтому в краткосрочной перспективе перевод дизельного общественного транспорта и спецтехники на газ является хорошей альтернативой.
Сергей Тиньков, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).