Россия. Москва. 2 февраля 2021 года. Rainbow. В мире 2 февраля у многих ассоциируется с Днем сурка — местной традицией в американском штате Пенсильвания, которая стала знаменитой благодаря одноименному фильму 1993 года. Идея праздника и его пиар принесли местному бизнесу хорошие доходы. Какие еще необычные, но удачно распиаренные локальные праздники и традиции могут сравниться по коммерческой выгоде?
Миллионы долларов в год. Живущий в Пенсильвании сурок Фил, который до 1993 года был известен лишь в США, после премьеры фильма «День сурка» проснулся мировой знаменитостью. Теперь о его предсказаниях продолжительности зимы делают репортажи многие мировые телекомпании. С коммерческой точки зрения городок Панксатони и штат Пенсильвания в целом получили очень хороший пиар и привлекли миллионы туристов.
Городок Панксатони не очень большой, и поэтому Фил вносит серьезный вклад в благосостояние городской казны. Но оценить доходы бюджета от его популярности достаточно сложно. Можно лишь утверждать, что они исчисляются миллионами долларов в год, в том числе за счет туристов, которые приезжают в городок накануне 2 февраля.
Как у других? В Европе, безусловно, весьма доходными являются Венецианский карнавал, Каннский, Берлинский и Венецианский кинофестивали. Эти события не только собирают звезд кино и шоу-бизнеса, но и привлекают многочисленных туристов. Последние оставляют миллионы евро в ресторанах, гостиницах, мотелях, службах проката автомобилей, авиакомпаниях, а также бесчисленных магазинах сувениров, одежды и обуви.
По степени доходности и привлекательности для туристов в мире с этими событиями могут сравниться карнавал в Рио-де-Жанейро и знаменитый Марди Гра в американском Сент-Луисе.
До пандемии коронавируса весьма доходными и распиаренными являлись многочисленные рождественские ярмарки по всей Европе, которые с 1 декабря по 5 января привлекали в Вену, Рим, Париж, Верону, Милан, Цюрих, Нюрнберг и другие европейские города миллионы туристов и давали доход как местным властям, так и бизнесу в размере примерно по 3–5 млрд евро.
В России в последние годы был весьма успешным и распиаренным проект правительства Москвы «Московские фестивали». Самым доходным в 2020 году стал фестиваль «Путешествие в Рождество», который принес устроителям и бизнесу, по разным оценкам, от 12 до 20 млрд рублей.
В условиях пандемии, разумеется, высокие доходы от фестивалей европейским городам и бизнесу могут только сниться.
Рейтинг доходных событий. Если составлять рейтинг по уровню значимости и предполагаемой общей доходности местных событий (карнавалов, фестивалей и т.п.), то он может выглядеть так:
1) Венецианский карнавал — 20 млрд евро;
2) Венецианский кинофестиваль — 18 млрд евро;
3) Каннский кинофестиваль — 17–18 млрд евро;
4) Берлинский кинофестиваль — 15 млрд евро;
5) Нюрнбергская рождественская ярмарка — 7–10 млрд евро;
6) Карнавал в Рио-де-Жанейро — 6 млрд евро;
7) Марди Гра в Сент-Луисе — 5 млрд евро;
8) «Путешествие в Рождество» (Москва) — 4,3 млрд евро;
9) День сурка — 800 млн евро.
Разумеется, оценки и суммы носят весьма приблизительный характер.
Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Вестника СЗФО (Калининград).