Россия. Калининград. 13 января 2021 года. Rainbow. В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области сегодня, 13 января 2021 года, ИА Прибыль RU сообщили, что с 1 января 2021 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию».
Документ утвержден постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 ноября 2020 года за №36:
— Новые санитарные правила вводятся сроком на 6 лет и отменяют действие СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» со всеми изменениями и дополнениями.
Документ подготовлен с учетом системного анализа требований действующих санитарных правил в данной области, гармонизированы требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в современных условиях.
Правила устанавливают требования к деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевых продуктов, а также к зданиям, сооружениям, территории, оборудованию, транспорту, используемым при продаже пищевых продуктов.
Чем отличаются новые санитарные правила?
Наличием ссылок на смежные нормативные документы (технические регламенты, профильные санитарные правила)
Укрупнением и объединением разделов
Актуализацией требований с учетом современных процессов и новых видов продукции
Разрешением ведения электронных записей
Обозначением требований к пищевым отходам, сбору вторично-перерабатываемого сырья (упаковка)
Отсутствием детализации некоторых процессов (правила ручной мойки оборудования)
Отсутствием указания сообщать о наличии в семье заболеваний кишечными инфекциями; требования к наличию аптечки первой помощи
Какие разделы включены в новые правила СП 2.3.6.3668-20?
1. Общие положения.
Определяет требования к проведению производственного контроля, организации предварительных и периодических медицинских осмотров, наличие личной медицинской книжки с отметками о допуске к работе и вакцинации. Гигиеническое обучение проводится 1 раз в 2 года.
2. Требования к размещению торговых объектов и их территорий.
Описывает основные положения при размещении торговой точки в жилых зданиях. Деятельность объекта не должна оказывать ухудшающего влияния на жильцов, нарушать требования СанПиН 2.1.2.2645-10.
3. Требования к организации водоснабжения и водоотведения.
В разделе подробно описали как организовать обеспечение водой для торговых точек при отсутствии централизованного водоснабжения; как правильно собрать и как осуществлять выпуск отработанных сточных вод.
п. 3.3. Если в магазине отсутствует централизованное горячее водоснабжение можно использовать водонагреватель
п. 3.6. Моечные ванны / раковины, предназначенные для мытья оборудования, тары, инвентаря подключаются к системе канализации через воздушные разрывы (разрыв струи), для профилактики попадания канализационных стоков
4. Требования к отоплению / вентиляции и кондиционированию / освещению (естественному и искусственному).
Раздел содержит требования к микроклимату, условиям среды работников, освещенности, шуму. При размещении торговой точки в жилом здании, условия проживания жильцов ухудшаться не должны.
В каждом пункте есть ссылка на профильный документ, в котором можно уточнить конкретное требование. К примеру:
в пункте 4.3. говорится, что все помещения магазина должны быть обеспечены естественным и (или) искусственным освещением. Нормы освещения для конкретных помещений (торговый зал, склад, подсобные помещения) должны соответствовать санитарным правилам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 “Требования к естественному и искусственному освещению”.
п. 4.4. В помещениях, где проводятся манипуляции с пищевыми продуктами (хранение, фасовка, продажа) все осветительные приборы оснащаются защитными устройствами для профилактики попадания осколков в продукцию.
5. Требование к помещениям торговых объектов.
п. 5.3. Покупательские тележки, корзины должны обрабатываться и хранится отдельно от другого оборудования и инвентаря.
п. 5.4. Допускается хранение уборочного инвентаря вблизи зоны использования, при отсутствии возможности размещения в специальном помещении.
п. 5.5. Допускает совместно хранение пищевых и непищевых товаров в одном помещении, на раздельных стеллажах, при условии, что непродовольственные товары не оказывают влияние на органолептические свойства пищевой продукции (запах, вкус).
6. Требование к оборудованию, посуде, инвентарю.
п. 6.1. Отражает требование технического регламента 021/11, используемое оборудование и инвентарь, должно быть разрешено для контакта с пищевой продукцией.
п. 6.2. При контроле условий хранения продуктов могут быть использованы автоматические системы контроля и регистрации параметров среды.
7. Требование к перевозке, приему, размещению и условиям хранения пищевой продукции.
В разделе 7 объединены требования по транспортировке с требованиями по приему и хранению товаров.
п. 7.4. Обязательное сохранение товарного ярлыка (листа вкладыша) при реализации фасованной продукции, до момента полной реализации товара.
п. 7.5. Ежедневно осуществляется контроль за условиями хранения продукции (температурно-влажностный режим). Запись может происходить как на бумажных, так и электронных носителях.
п. 7.7. Разрешено совместное хранение сырья / полуфабрикатов и готовой продукции, при условии промышленной упаковки, которая исключает возможность перекрестного загрязнения готовой продукции, изменения ее вкусовых качеств.
8. Требование к условиям реализации пищевой продукции.
п. 8.11. сокращен перечень продукции, которая не допускается к продаже:
– товары без сопроводительных документов,
– продукция, не отвечающая органолептическим показателям,
– консервированная продукция с признаками порчи / бомбажа, в деформированной или нарушенной упаковке,
– позеленевшие клубни картофеля,
– повторно замороженная продукция, после разморозки (дефростации),
– просроченные товары,
– продукция без маркировки, которая соответствует ТР ТС 022/11.
Под запретом к реализации: яйцо утиное и гусиное, продукция домашнего приготовления, резанные частями арбузы / дыни / тыквы, не потрошенная птица (кроме дичи).
9. Санитарные требования к нестационарным торговым точкам / мелкорозничной торговле / рынкам.
Описаны требования к соблюдению условий хранения и реализации продукции. Наличие личной медицинской книжки и товарно-сопроводительной документации на продукцию, поддержание должного санитарного состояния торгового места.
п. 9.2. разрешил продавцам непродовольственных товаров и товаров нескоропортящихся в промышленной потребительской упаковке, в условиях отсутствия раковины использовать кожные антисептики.
10. Требования к содержанию территории, помещений, оборудования, инвентаря.
Десятый раздел СП 2.3.6.3668-20 объединил в себе требования по Пест-контролю (дезинсекции и дератизации), обращению с отходами, правила и кратность санитарных обработок отдельных помещений, оборудования и инвентаря.
п. 10.3. Пищевые отходы и санитарный брак выделяются в отдельную категорию, к которой установлены требования по сбору, накоплению, временному хранению.
п. 10.5. Минимум один раз в месяц, проводится уборка всех помещений с применением дезинфицирующих растворов. Для отдельных помещений установлена более частая обработка. Уборка помещений с применением моющих средств проводится ежедневно.
п. 10.8. В торговой точке не допускается наличие насекомых и грызунов. Запрещено содержание животных и птиц. Порядок проведения дезинсекции и дератизации устанавливается в соответствии с профильными санитарными правилами.
11. Требования к личной гигиене персонала.
п. 11.1. Если у работника отмечаются симптомы простуды или кишечного расстройства, он обязан сообщить об этом руководителю.
п. 11.2. В организации всегда должны быть условия для соблюдения личной гигиены (средства мытья рук, туалетная бумага, одноразовые полотенца или сушилка).
п. 11.3. Если сотрудник контактирует с пищевой продукцией, его обеспечивают санитарной одеждой. Замена и стирка проводится по мере загрязнения. Хранится санитарная одежда отдельно.
Правила являются обязательными для исполнения, за нарушение требований предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.