Россия. Москва. 5 декабря 2019 года. Rainbow. За годы своего существования Международный валютный фонд (МВФ) превратился из организации, основная задача которой — выравнивание платежных балансов стран-участниц, в крупнейшего кредитора развивающихся стран и государств с формирующимися рынками, испытывающих острые финансовые проблемы. Кто и на каких условиях сегодня получает регулярную помощь МВФ?
Два «лидера». Как правило, ключевыми условиями предоставления кредитов МВФ является проведение либеральных экономических реформ, способствующих открытию национальных рынков зарубежному капиталу.
Интересно, что перечень стран, принимающих участие в программах МВФ, постоянно варьируется. Так, если рассмотреть три временных точки (2000 год, после Азиатского финансового кризиса; 2009 год, после глобального финансового кризиса и 2019 год), можно выделить только одну страну, являющуюся постоянным заемщиком данной организации. Это Украина. Стабилизационными кредитами фонда в разное время пользовались и довольно успешные страны с динамично развивающейся экономикой. Например, Республика Корея и Исландия.
В 2000 году наибольшая доля от общей суммы кредитов МВФ была у России (25,8%), Индонезии (19,4%) и Кореи (11,2%). С тех пор для этих стран ситуация полностью изменилась. МВФ они не должны.
В 2019 году среди заемщиков Фонда лидируют Аргентина и Украина (47% и 13% соответственно). Стоит отметить хроническую неэффективность программ МВФ для Украины. После 2010 года происходит постоянное ухудшение макроэкономической ситуации в этой стране, которая продолжает оставаться тяжёлой и в настоящее время.
Аналогичная ситуация и в Аргентине, где, несмотря на поддержку МВФ, ситуация в сфере государственных финансов ухудшается.
Неудачные программы. МВФ обвиняли в том, что он оказался неспособным предсказать и предотвратить ряд кризисов (мексиканский 1994 года, который распространился и на другие страны Латинской Америки), а также стал одним из факторов углубления азиатского кризиса 1998 года. В ряде случаев МВФ значительно усугубил ситуацию в социальноэкономической сфере пострадавших стран (Югославия конца 80-х годов прошлого века, ряд африканских стран, включая Руанду и Сомали).
Неудачи программ кредитования МВФ связаны и с взаимной некомпетентностью. С одной стороны, эксперты фонда предлагали меры, которые не учитывали особенностей конкретной страны. С другой, — власти стран, остро нуждающихся в деньгах, готовы были брать их на любых условиях, не понимая рисков, с которыми связана реализация требуемых мер.
Пик заимствований у МВФ пришелся на время ликвидации последствий глобального финансового кризиса. В настоящее время долги 33 стран-заемщиков перед Фондом не превышают 50 млрд долл.
Практика показала, что стабилизационные программы МВФ целесообразно использовать потенциально сильным экономикам с устоявшимися институтами. Увязка кредитования с обязательными программами либерализации, как правило, ситуацию ухудшает.
Марина Данилина, старший научный сотрудник научной лаборатории «Исследования денежно-кредитной системы и анализа финансовых рынков» РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для Радио Голос Балтии (Калининград).