Как не остаться без хлеба: динамика и проблемы зернового рынка России

Россия. Москва. 1 октября 2019 года. Rainbow. Достаточно ли зерна сегодня собирается в России, чтобы накормить страну и заработать на экспорте? Какие регионы лидируют по урожайности, а кто «просел» и почему? О чем говорят итоги аграрного сезона – 2019 и что нас ждет на продовольственном рынке в будущем? Попробуем выяснить.

imageСпрос обгоняет предложение. Мировые тенденции на агропродовольственных рынках, согласно исследованиям FAO (продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), формируют противоречие между ростом населения и мирового спроса на сельхозпродукцию. Так к 2050 году, по прогнозам, население Земли должно вырасти на 33% (до 10 млрд человек), а спрос – на 50%. Видно: удовлетворить данный спрос при существующем уровне и динамике аграрных систем будет невозможно. Соответственно увеличение числа голодающих неизбежно.

Возникшее противоречие будет усиливать тренд на сокращение дефицитных природных ресурсов и углубление экологических проблем. Учитывая положение России, обладающей значительными природными ресурсами (1 место в мире по запасам пресной воды и площадям сельскохозяйственных угодий, 4 место по площадям пашни), нам объективно необходимо максимально использовать преимущества для наращивания агроэкспортного потенциала и укрепления конкурентных позиций на мировых агропродовольственных рынках. Возможности зернового рынка России в этом отношении рассматриваются как самый важный стратегический ресурс страны.

Как используем землю. В целом динамика развития зернового рынка России положительная. В сезоне 2019-2020 годов ожидается урожай зерновых на уровне 118 млн тонн, что против прошлого периода выше на 4,4%. Производство пшеницы должно быть обеспечено в объеме 75 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 4%.

В разрезе регионов, по данным оперативного мониторинга, новые рекорды по урожаю ранних зерновых установили для себя Краснодарский край и Ростовская область. Увеличение у них составило 8 и 7% соответственно. При этом повысилось качество зерна – доля 3-го класса пшеницы достигла в указанных регионах 29,3 и 32,7%.

Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край в сезоне 2019/2020 сохранят свои позиции в рейтинге ТОП-10 по сбору пшеницы. В Удмуртии, несмотря на действие режима чрезвычайной ситуации при уборке зерновых, средняя урожайность увеличена на 20,5%. Неблагоприятные погодные условия обусловили снижение валового сбора зерна в Сибирском федеральном округе на 2,6%. Предположительно снижение по урожаю на 5% будет в Алтайском крае, в Новосибирской области прогнозируется производство зерна на уровне 2018 года — 2,5 млн тонн.

Одним из основных факторов роста валового сбора зерна в стране выступила урожайность зерновых – увеличение за десятилетний период составило 42%. Однако в сравнении с другими странами явно прослеживается недоиспользуемый аграрный потенциал России. Средняя урожайность зерновых за последние пять лет, например, в Канаде, признанном аналоге нашей страны по природно-климатическим условиям, была выше в 1,6 раза, в США – в 3,1 раза, в странах ЕС – более чем в 2 раза. Доля России в мировом производстве зерна даже при рекордном его производстве в стране не превышала 5%.

Почва теряет питание. Также в России в контексте увеличения производства зерна актуальна проблема восстановления плодородия земель. Она обусловлена длительным периодом экстенсивного земледелия, износом мелиоративных систем, нарушением технологий возделывания почв, недостаточным объемом внесения органических и минеральных удобрений. Содержание гумуса в почве характеризуется отрицательным балансом на уровне – 0,58 т/га, что снижает эффективность зернового хозяйства и ограничивает его рост.

Начиная с 90-х годов ХХ века баланс питательных веществ в земледелии страны стал иметь отрицательное значение. В среднем он составил – 40 кг/га. Для сравнения можно снова привести пример Канады. Здесь, по данным FAO, баланс питательных веществ в земледелии за последние 17 лет обеспечивается на уровне 27,6 кг/га.

«Лишние» запасы. Еще одна проблема зернового рынка России – зерновой профицит. В России показатель соотношения объемов запаса зерна и потребления превышает аналогичный глобальный показатель в 1,87 раза, по группе пяти крупнейших экспортеров зерна – в 8,85 раза. Такое положение снижает конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей по затратам, увеличивает и государственные расходы на хранение зерна.

В нынешнем сезоне ситуация усугубляется снижением прогнозного показателя экспорта зерновых (на 17,8%) и соотношением внутренних и внешних цен на зерно, сдерживающих развитие экспортной экономики. В конце сентября контракты с поставкой в октябре составили 185 долл за тонну, а на европейской части страны цена на пшеницу 3-го класса установилась в районе10300-11100 руб/т.

Полагаем, кардинального изменения ситуации ждать не следует. Экспортировать зерно при таком соотношении невыгодно, внутренний спрос ограничен потребностями животноводства, мощностями перерабатывающей промышленности, снижением спроса на хлебобулочные изделия (сказывается тренд на здоровый образ жизни).

Нужен баланс! Безусловно, выполнять майские указы в части увеличения аграрного экспорта до 45 млрд. долл. необходимо. Однако сбалансированность зернового рынка является основой формирования агроэкспортного потенциала страны и устойчивого развития зернового комплекса в долгосрочной перспективе.

Поэтому источниками роста зернового хозяйства должны стать внутреннее развитие животноводства, технологизация аграрного производства, модернизация логистической системы, глубокая переработка зерновых и производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Большие надежды связываем с реализацией Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года.

Марина Анохина, доцент​ кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Прибыль RU (Калининград).