Из студентов – в бизнесмены: как вузы развивают предпринимательство в своих стенах

24/09/2019
194

Россия. Москва. 24 сентября 2019 года. Rainbow. Во многих современных вузах студенты могут получить не только образование по выбранной специальности, но и универсальные навыки предпринимательской деятельности. И вместе с дипломом – готовый бизнес с первым доходом. О том, как выращиваются стартапы и стартаперы в университетах, – в нашей статье.

imageБизнес-рейтинг для вузов. За последние десятилетия университеты в мире заметно изменились. Теперь это не просто трансляторы знаний, а огромные структуры, где создаются социальные проекты для позитивных изменений в разных сферах. Драйверами изменений становятся предприниматели, которых готовят вузы. Чем больше они выпускают студентов-коммерсантов – тем почетнее место в кругу учебных заведений.

На Западе вузы уже всерьез конкурируют по этим показателям. В Германии, например, существует рейтинг стартапрадар, который определяет, насколько вузы способствуют предпринимательству. Давайте проанализируем, что же предлагают университеты из этого рейтинга.

Итак, на первом месте стоит ТУМ – Технический университет Мюнхена. Это глобальный игрок на международном образовательном рынке. Он давно работает над развитием предпринимательства: предоставляет стартовый капитал для своих студентов под открытие бизнеса. Совместно с Высшей школой бизнеса Мюнхена ТУМ предлагает студентам порядка 100 учебных курсов по разным направлениям предпринимательства и бизнес-инкубатор для выращивания стартапа.

Не менее интересной является и политика университета Карлсруэ. Помимо традиционных уже бизнес-инкубатора, центра инноваций и курсов, он предлагает участникам программы свою краудфандинговую платформу. На ней студенты могут представить стартап потенциальным партнерам и спонсорам. Если проект заинтересует аудиторию, его поддержат коллективными инвестициями.

Ярким примером глобального скачка в развитии предпринимательской культуры выступает университет Потсдама – он активно сотрудничает с действующими предпринимателями и привлекает их к преподаванию практических классов для своих студентов.

Вузы в других развитых странах тоже не остают. Отметим ситуационные центры Гарвардского университета, где будущие предприниматели учатся справляться с бизнес задачами различного уровня, пользуясь технологиями кейс моделирования.

Три главных инструмента. Примеров бизнес-обучения студентов в мире множество, но общая тенденция очевидна: для развития предпринимательства вузы оперируют тремя основными инструментами:

1) Разработка бизнес-курсов, которые помогают студентам на практике развивать предпринимательское мышление.

Анализируя данную опцию, можно предположить, что за этим инструментом – будущее бизнес-образования. Поясним: так как сегодня на лицо тенденция постепенного перехода к практико-ориентированности учебного процесса, то студент, прошедший эти курсы, явно будет более успешен в своем будущем бизнесе. Ведь он заранее уже в вузе может получить все необходимые знания и навыки, в отличие от классического стартапера, который обращается в бизнес-школу или к частному коучу после запуска проекта.

Минус здесь можно увидеть один – замедленность этого процесса в нашей стране. Пока многим российским вузам не так просто отказаться от излишней теоретизации в учебном процессе – сказывается наследие устоявшейся системы образования в советские времена.

2) Создание предпринимательской инфраструктуры в университете – бизнес-инкубаторы, ситуационные центры, платформы, возможности получения финансирования под проект.

В данном варианте также видится больше плюсов, чем минусов. Главный плюс – колоссальная поддержка для студента-начинающего предпринимателя, так как практически все бизнес-инкубаторы, например, предоставляют бесплатные бизнес-консультации от ведущих экспертов и свободный доступ к ведомственному коворкингу.

Немаловажный фактор – определенная степень защищенности от фатальной ошибки, так как студенту помогут правильно просчитать бизнес-план и избежать мошенников. В ряде инкубаторов есть даже возможность грантовой поддержки стартапов, что является весомым аргументом «за».

На первый взгляд в наличии данных структур при университетах нет отрицательных сторон, но, тем не менее, руководству бизнес-инкубаторов необходимо следить, чтобы студенческие стартапы не «засиживались» долго в нем, так как это может способствовать развитию предпринимательской слабости.

Из других минусов: малая площадь предоставляемого помещения и небольшое количество бизнес-менторов, желающих обучать молодежь при бизнес-инкубаторах. Хотя это скорее временные ограничения, которые могут быть исправлены.

3) Сотрудничество с действующими бизнесменами – привлечение их к подготовке будущих предпринимателей, организация совместных проектов.

Здесь плюсы те же: помощь в организации бизнес-обучения и самое главное – живые практические знания и навыки в сфере бизнеса.

Основной проблемой здесь скорее выступает сам процесс налаживания взаимодействия с экспертами-практиками и их ограниченность во времени.

Как у нас? В заключение, следует отметить, что на отечественном образовательном пространстве делается немало для развития предпринимательства в вузах. Так, многие крупные университеты на своей базе уже несколько лет предлагают образовательные программы для молодых бизнесменов.

Участники специальных программ могут получить не только теоретическое академическое образование в сфере предпринимательства, но и практически отработать свои навыки в бизнес-инкубаторах, в ходе обучения на базовых кафедрах компаний-партеров вузов и при вузовских центрах предпринимательства.

Впрочем, пока говорить об идеально отработанной схеме подготовки предпринимателей в российских вузах рано. Сделать в этом направлении еще предстоит немало.

Дмитрий Еныгин, доцент кафедры иностранных языков №1 РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА Бесспорно RU (Калининград).

Не пропустите

Балтфлот проводит для старшеклассников учебные сборы по основам военной службы
Калининград
60
Калининград
60

Балтфлот проводит для старшеклассников учебные сборы по основам военной службы

Rainbow - 17/05/2024

Россия. Калининград. 17 мая 2024 года. Rainbow. В Калининградской области для учащихся старших классов проводят учебные сборы по основам военной…

"Уренгой" выполнил артиллерийские стрельбы
Калининград
65
Калининград
65

"Уренгой" выполнил артиллерийские стрельбы

Rainbow - 17/05/2024

Россия. Калининград. 17 мая 2024 года. Rainbow. В Калининградской области, вблизи побережья, экипаж МПК "Уренгой" Балтийского флота выполнил артиллерийские стрельбы.Учение…

В Польше открылась база Сил спецопераций США
Балтия
67
Балтия
67

В Польше открылась база Сил спецопераций США

Rainbow - 17/05/2024

Польша. Краков. 17 мая 2024 года. Rainbow. В Польше в окрестности Кракова – у международного аэропорта Краков-Балице - сегодня, 17…