Россия. Москва. 13 августа 2019 года. Каждое лето различные сервисы бронирования сообщают, что стоимость размещения на отечественных курортах в разы превосходит цены зарубежных. Но утверждать, что отдых в России обходится дороже, чем за границей, нельзя, ведь зачастую сравниваются неравнозначные объекты. Разбираемся, что же получается на самом деле.
Издержки и спрос. Есть ряд объективных причин, почему стоимость туристической поездки по России может быть дороже, чем за рубеж. В первую очередь стоит обратиться к истокам экономической теории времен А. Смита и Д. Рикардо: существует теория абсолютного и сравнительного преимущества, которая предопределяет ценовую конкурентоспособность стран в мировом масштабе, опираясь на наличие ресурсов и себестоимость производства тех или иных товаров и услуг в каждой конкретной стране.
В развитии российской туристской индустрии, в частности наиболее популярного среди россиян пляжного отдыха, климат и достаточно непротяженная береговая линия на юге страны выступают серьезными ограничивающими факторами. Короткий летний сезон, особенно по сравнению с ближайшими странами Средиземноморья и Ближнего Востока, при наличии устойчиво высокого спроса со стороны российских граждан предопределяет высокие цены на отечественных пляжных курортах. Все сезонно работающие объекты стараются окупить свои затраты. К тому же сезонный характер работы накладывает отпечаток и на качество услуг временного персонала.
Кроме природных особенностей следует учитывать стоимость и качество подготовки работников, условия ведения бизнеса, в том числе законодательные нормы. Весьма скромные относительно других стран позиции России по выделенным критериям можно проследить на основе индекса конкурентоспособности путешествий и туризма (The Travel and Tourism Competitiveness Index (TTCI)), разработанного организаторами Всемирного экономического форума в Давосе и публикуемого раз в два года. Особенно за последние годы просел рейтинг России по критерию «условия ведения бизнеса» в связи с обострением внешнеполитической обстановки и введением санкций (46-я позиция в 2013 году против 105-й в 2017 году).
Тем самым мы наблюдаем ситуацию, когда высокие издержки производства туристических услуг обусловливают неконкурентоспособные цены, а устойчиво высокий спрос (говоря о популярных российских пляжных направлениях) их удерживает.
Тут и там. Для корректного сравнения и понимания разницы в ценах необходимо разложить туристическую поездку на несколько составляющих: транспорт, размещение, питание и дополнительные услуги. По статистике, внутри страны россияне предпочитают путешествовать самостоятельно — приобретать каждый составной элемент турпоездки отдельно. На популярные же зарубежные курорты россияне, как правило, путешествуют через турфирмы. Соответственно, отдых на популярных зарубежных направлениях будет объективно дешевле, потому что это пакетные туры. Дешевые чартеры, конкуренция со стороны зарубежных авиакомпаний даже на регулярные рейсы, дешевые блоки мест в ограниченном круге гостиниц, система «все включено». Однако, если задаться целью найти не самый дешевый вариант отдыха, а конкретное место и отель, куда хочется поехать, то отдых оказывается отнюдь не бюджетным. Стоимость в сетевых четырехзвездочных отелях в европейских городах может начинаться от 200 евро в сутки. Если сюда прибавить самостоятельную покупку билета на регулярный рейс и питание, которое в ряде европейских городов начинается от 100 евро за обед на семью из четырех человек, то стоимость путешествия будет в разы дороже, чем по России.
Пакетные туры по России практически не пользуются спросом, поэтому на данный вид турпродукта компании не могут предложить конкурентоспособные цены в сравнении с зарубежными турпродуктами. Там, где есть массовый спрос, всегда будут более экономичные пакетные предложения.
По отдельным составляющим туристической поездки цены внутри страны сопоставимы с ценами на отдых за границей только по тем направлениям, где присутствует высокая конкуренция на рынке поставщиков туристических услуг.
Так, стоимость внутренних рейсов превышает цены на зарубежные поездки по направлениям, на которых есть конкуренция со стороны зарубежных компаний и большое количество чартеров. По России альтернатива дешевого транспорта — собственный автомобиль. Но это все равно выходит дороже, чем дешевый чартер за рубеж.
Стоимость средств размещения больше всего зависит от сезонности спроса конкретного туристического региона. Если по направлению короткий сезон и нет круглогодичного событийного календаря, то гостиницы, используя систему динамического ценообразования, в разы повышают цены, как только появляется спрос. Рассчитывать на скидки можно только при повторных поездках, когда гостиница начинает бороться за лояльного гостя, однако такую политику применяют далеко не все российские гостиничные предприятия.
При анализе цен на российские гостиницы можно выявить еще одну закономерность: повышение цены как показатель высокого качества и престижности потребления услуг именно этой гостиницы. При этом корреляция между ценой и качеством присутствует не всегда, а цена сильно зависит от оценки гостиницы на booking.com. Например, в Нижнем Новгороде цены на одну и ту же дату в гостиницах одинаковой категории с примерно одинаковым месторасположением варьируются от 3000 рублей в сутки при оценке 8,2 до 5500 рублей в сутки при оценке 9,4.
И наконец, перейдем к питанию и дополнительной инфраструктуре отдыха. Зачастую это те расходы, которые не учитываются при первоначальном планировании путешествия. Покупая пакетные туры «все включено», турист не заботится об этих расходах. В путешествиях же по России такая система встречается крайне редко, да и не является аналогом качественно отработанной системы на зарубежных курортах.
Что в итоге? Пакетные туры за рубеж дешевле, чем по России, ввиду более высокой конкуренции среди поставщиков туристических услуг и массового спроса. К тому же качество организации отдыха в связи с давно и хорошо отработанными технологиями, как правило, выше.
Сравнить стоимость самостоятельного отдыха в России и за рубежом сложнее, так как совокупная цена туристической поездки сильно зависит от грамотного подхода к ее организации. Если заранее выбирать сроки поездки, отслеживать стоимость билетов на самолет либо пользоваться личным автомобилем и состоять в программе лояльности у гостиницы (гостиничной сети), то отдых в России по многим направлениям может быть дешевле, чем в европейских странах. В России не придется оплачивать изготовление визы и учитывать курсовую разницу в валюте, а также получится сэкономить на совокупной стоимости товаров и услуг, так как в Европе цены на них заметно выше. По итогам 2017 года Россия занимает 11-ю строчку в международном рейтинге TTCI по критерию конкурентоспособности цен на туристические услуги.
При этом цены на пакетный отдых за рубежом ниже, чем стоимость самостоятельной поездки на российские курорты в самый пик сезона. Впрочем, такое сравнение некорректно и не отражает реального ценового положения стран в межстрановой конкуренции.
Если исключить фактор транспортных расходов, которые в России могут быть весьма высокими в том числе из-за больших расстояний, то по остальным факторам отдых в России уступает по качеству, нежели цене. У нас есть огромное количество интересных мест для посещения, но о них мало кто знает, у них нет сильного туристического бренда, а потому они либо неспособны к развитию, либо развиваются с трудом. Качество отдыха в России вырастет, а цены начнут отвечать ожиданиям потребителей, если укрепится спрос на внутренние туристские направления (тенденция к его повышению наблюдается в последние 2–3 года), сформируется устойчивый туристический бренд российских курортов и разовьются круглогодичный событийный календарь и инфраструктура дополнительных услуг.
Не стоит забывать о том, что туристская отрасль в России еще сравнительно молода и у нее большое будущее.
Анна Кошелева, доцент кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для ИА МедиаКалибр (Калининград).