Что год грядущий нам готовит: о проекте будущего бюджета

Россия. Москва. 14 ноября 2018 года.  Закон о федеральном бюджете № 362-ФЗ от 5 декабря 2017 года был сформирован на базе благоприятных для России изменений конъюнктурных макроэкономических показателей предшествующего периода. Рассматривая проект бюджета на 2019−2020 годы, необходимо отметить несколько ключевых моментов, заложенных в указанный проект в качестве основы, и дать по ним некоторые комментарии.

imageПенсионная основа. В качестве структурного изменения, учет которого осуществлен при формировании проекта, заложена пенсионная реформа, направленная на ускоренный рост пенсионного обеспечения. Однако рассматривать лишь увеличение пенсионного возраста в качестве реформы не совсем логично. Для придания этому изменению статуса реформы, с нашей точки зрения, требуется более глубокий подход и внедрение ряда системных изменений в формирование механизма расчета пенсий, систему формирования ее накопительной части, возможно, более глубокой дифференциации при расчете будущих пенсионных выплат гражданам и т.д.

Эффективность национальных проектов. Расходная часть бюджета предполагает ее увеличение в среднем на 8% относительно определенных законом № 362-ФЗ объемов в расходах на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов при следовании приоритетам в направлении финансирования 12 национальных проектов стратегического развития («Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура»). Приоритизация разработки и запуска этих проектов очевидна — они являются системной поддержкой в части реализации положений майских указов президента, например, проект «Демография» необходимо внедрить очень оперативно, так как Россия вплотную приблизилась ко второму витку демографической ямы, ставшей результатом проблем 1990-х годов. Однако вопрос оценки эффективности основной части этих проектов остается открытым, так как нет единого стандарта, который позволил бы посчитать влияние этих программ на динамику экономического роста, обозначенного в качестве приоритета в майском указе. Необходимо утвердить и внедрить единую методику для оценки эффективности реализации программ. Также должен быть реализован механизм, позволяющий исключить дублирование мероприятий в рамках реализации каждого из упомянутых проектов.

Попытки слезть с нефти. Формирование профицитного проекта бюджета до 2021 года основано как на благоприятной конъюнктуре сырьевого рынка, так и на ряде системных мер, принятых для увеличения налоговых поступлений в федеральный бюджет. Рост поступлений планируется обеспечить с помощью мероприятий, среди которых повышение ставки НДС с 18 до 20% с 1 января 2019 года (дополнительные доходы федерального бюджета за 3 года составят примерно 2 трлн рублей); продление на 2021 год основной ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в размере 3%; повышение ставок утилизационного сбора (принесет 45,8 млрд рублей дополнительных доходов в 2019 году) и т.д.

В результате должна измениться структура доходов федерального бюджета: доля доходов не от нефтегазовой отрасли увеличится с 53,5% в 2018 году до 61,7% в 2021 году. Из-за этого кажется, что цель — уйти от сырьевой зависимости — становится более достижимой. Но уменьшение зависимости планируется сформировать не за счет улучшения экономического климата в стране, а за счет реализации прямых механизмов ужесточения налоговой политики.

В рамках анализа динамики расходов федерального бюджета можно увидеть серьезный положительный тренд, коррелирующий, в частности, с изменениями в пенсионном законодательстве и нацеленный на реализацию экономического развития через инвестиции в основной фактор роста — трудовой ресурс. Наибольший прирост за период 2019–2020 годов ожидается по направлениям «Здравоохранение» (прирост относительно бюджета закона № 362-ФЗ по 2019 и 2020 годам соответственно — 48 и 78%) и «Образование» (прирост примерно 23% по обоим периодам).

Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им Г.В. Плеханова.