Россия. Калининград. Информационное агентство Rainbow. 20 апреля 2017 года. В Калининграде заместитель председателя комитета облдумы по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Михаил Чесалин обратился к врио министра здравоохранения Калининградской области Александру Кравченко.
Повод: готовящаяся реорганизация домов ребёнка в Калининграде и области.
В Калининграде сегодня, 20 апреля 2017 года, депутат Чечаслин поянил свою позицию информационному агентству Rainbow:
— Дома ребёнка — специфические учреждения, призванные заниматься здоровьем и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей или детей-сирот от 0 до 3-х лет с излечимой и неизлечимой патологией.
Калининградский Дом ребёнка работает с детьми, имеющими заболевания излечимого характера: истощение (детей в семьях недокармливали), нервные заболевания в связи с изоляцией (детей держали взаперти), контактные с ВИЧ-инфицированными и туберкулёзными родителями. Большинство этих детей выхаживается медицинскими сёстрами и воспитывается воспитателями до состояния нормы.
Только в 2016 году в семьи было отправлено 26 здоровых, ухоженных и хорошо воспитанных детей. Дети перестают болеть, приобретают вес, соответствующий возрасту, успокаиваются, приобретают навыки социальные и гигиенические. Если родители у детей лишены родительских прав, то детей усыновляют новые семьи. Если родители есть и вылечились от заразных болезней, дети возвращаются в свою семью. Если детей никто не взял до 3-х лет, они попадают в детский дом. Поэтому состав детей в Доме ребёнка непостоянен. Дети попадают туда транзитом, на неопределённое время. Но именно это время позволяет ребёнку вырасти здоровым и полноценным членом общества.
То есть Дом ребёнка является первым и очень важным звеном общественного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На протяжении последних 6-ти лет в Правительстве Калининградской области идут постоянные дискуссии: не закрыть ли Дома ребёнка из-за их ненужности и экономии бюджетных средств. Высказываются самые разные предложения. То вместо лечебно-воспитательного учреждения сделать приют для сирот — кладовку, где их кормят и временно кое-как содержат. Теперь есть попытка якобы здоровых детей помещать в бывший Дом ребёнка в г.Гусеве, присоединив его к «Центру помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Росток». Всех больных детей помещать в Дом ребёнка в Советске. А из Калининградского Дома ребёнка сделать некий реабилитационный Центр для непонятно каких детей и на какие средства.
Основной аргумент в пользу урезания этой службы — недозагрузка всех 3-х Домов ребёнка. И, конечно же, надо закрыть и перевести (может быть, на коммерческие рельсы?) Калининградский Дом ребёнка — лучший, на мой взгляд, из 3-х домов. Он отремонтирован совсем недавно. У Калининградского дома ребёнка имеются 2 земельных участка на пересечении улиц Муромской и Аллеи Смелых.
Предшественница нынешнего главы областно здравоохранения Сиглаева Л.М. не смогла ответить на «детские» вопросы.
— На какие деньги будет формироваться Центр реабилитации детей, если в реабилитацию входит покупка оборудования для физиотерапии и увеличение штатов психологов, врачей (надо полагать — в несколько раз)? Было подтверждено, что штат будет меняться, но на какие средства — ответа не последовало.
— Какой уважающий себя Центр детской реабилитации может существовать без водной реабилитации (бассейн, гидромассаж)? На это она ответила: «Будем смотреть, где на территории построить отдельно стоящее здание для этих целей». Но опять про деньги на бассейн ответа не последовало.
— Самый сложный вопрос был задан министру: «После неблагополучной семьи дети поступают в Дом ребёнка с низким весом, с клаустрофобией (так как их могут месяцами держать взаперти), с нервным истощением. В Домах ребёнка знают, как их вывести из этого состояния. К тому же дети при изъятии из семей бывают очень больны вирусно и бактериально. Кто будет этих детей выхаживать и лечить? Центр реабилитации?» Нет, говорит министр, лечиться от вирусов и бактерий дети будут в больнице. В больнице! То есть 1 медсестринский пост на отделение, одна нянька-санитарка ночью. Ребёнок с фобиями и болячками в новой обстановке будет лежать и заходиться в плаче. В доме ребёнка в группе на 6 детей и ночью и днём — медсестра и няня (по нормативам). Они не дадут ребёнку плакать и бояться. Они его выхаживают. И пока ребёнок попадёт в Центр реабилитации, он приобретёт ещё целый букет расстройств, и его будет трудно выходить. И не факт, что выхаживание будет главным в работе Центра, как это сейчас делается в Домах ребёнка.
— Какого возраста дети будут в Центре реабилитироваться, от каких болезней и как долго?
Чёткого ответа не получено — многовозрастной, может быть. На многовозрастность площади нынешнего Дома ребёнка не рассчитаны. Потом в голову Сиглаевой пришёл счастливый ответ, который она, надо полагать, придумала на ходу: когда будет отремонтирована бывшая медсанчасть №1 (больница рыбаков), там и будет происходить первичное выхаживание детей-сирот!
В рамках вышесказанного, считаю идею преобразования Калининградского Дома ребёнка в реабилитационный Центр непроработанной авантюрой. Усматриваю в этом заинтересованность чиновников не в экономии бюджетных средств, не в улучшении условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а в том, чтобы освободить от сирот здания и земельные участки на пересечении улиц Муромской и Аллеи Смелых для целей, далёких от нужд маленьких больных детей.
Предлагаем вниманию читателей текст письма депутата врио министра:
«Уважаемый Александр Юрьевич!
Вот уже несколько месяцев Министерство здравоохранения Калининградской готовит «оптимизацию» работы находящихся в его ведении домов ребёнка, суть которой – закрытие двух из трёх существующих учреждений, включая Дом ребенка Калининградской области находящийся в областном центре.
Судя по всему, эта «оптимизация» была инициирована бывшим министром здравоохранения области Л.М.Сиглаевой, а «работа» по её подготовке и реализации начата и проводится с участием других министерств Правительства области.
В ходе подготовки к закрытию Калининградского дома ребенка чиновниками регионального минздрава осуществлялись и осуществляются следующие действия:
— резкое уменьшение финансирования учреждения ниже уровня обеспечивающего его эффективное функционирование и выполнения Указов Президента РФ о поэтапном повышении оплаты труда медиков;
— организация массового изъятия детей из Дома ребенка, путем организации давления на родителей со стороны органов опеки подотчетных министерству социальной политики Калининградской области;
— подготовка общественного мнения через средства массовой информации, путем распространения недостоверной и односторонней информации о, якобы, неэффективной работе Домов ребенка и непосильности бюджетного бремени на их содержание;
— культивация панических настроений в коллективах слухами о предстоящих увольнениях;
Указанные действия уже нанесли существенный вред нормальной работе домов ребенка. А закрытие Дома ребёнка Калининградской области фактически приведёт к уничтожению этого важнейшего социального института Калининградской области.
Считаю, что планы (и действия) экс-министра Сиглаевой Л.М. по закрытию Дома ребенка Калининградской области имеют целью исключительно освобождение имущественного комплекса Дома ребенка Калининградской области от детей для использования в иных, возможно коммерческих, целях.
Считаю это недопустимым! В связи с этим прошу Вас:
1. Сохранить Дом ребенка Калининградской области в системе возглавляемого Вами министерства на базе занимаемого им имущественного комплекса и официально информировать о Вашем решении Коллектив учреждения.
2. Прекратить насильственное изъятие детей из Дома ребенка КО, грубо нарушающее интересы несовершеннолетних.
3. Обеспечить адекватное финансирование Дома ребенка Калининградской области обеспечивающее его эффективное функционирование, восстановив, для начала, до уровня прошлого 2016 года.
Готов принять деятельное участие в формировании и реализации плана действий по сохранению и улучшению работы этого социального института».